ACCA-Fantasy

Литературно-ролевое издание. Интернет-версия

Олег Гальченко

И хоббиты с глазами кроликов

О наследии Джона Рональда Руэла Толкиена я лично ничего плохого сказать не могу. Толкиен — это один из величайших сказочников мировой литературы, имя которого будет стоять в одном ряду с Гофманом, Андерсеном и Кэрролом, независимо от того, интересно мне наследие этого писателя или нет.
Но у всех великих есть вредная привычка оставлять после себя стотысячную армию учеников и подражателей. А те, не мудрствуя лукаво, выплёскивают своё творчество на страницы официальных и неофициальных изданий, постепенно превращаясь в ужас современной культуры. Толкиенизм — здесь не исключение. Стоило только в середине 90-х громко заявить о себе первому поколению постсоветского самиздата, как многочисленные «тёмные лошадки» и «арабески» оказались оккупированными стихами, рассказами и романами «толкиенутых». Появились даже отдельные специализированные издания для подобных произведений. (Самое приличное из них — «АССА-фэнтези» выходит в Челябинске!) Вкупе с многочисленными видеофильмами, компьютерными играми и даже целой генерацией рок-групп, специализирующихся на «фэнтезийной» тематике текстов, всё это производит впечатление, будто Средиземье расположено где-то в средней полосе России. Массовость явления, привитого на, казалось бы, не приспособленную для этого почву, просто поражает.
Всё это могло бы показаться мелким курьёзом нашего времени, если бы не было так серьёзно. Иногда среди «толкиенутых» «звёзд» самиздата даже встречаются неординарные личности, от творчества которых получаешь искреннее удовольствие — я говорю прежде всего о новосибирском поэте, работающем под псевдонимом Мерлин, и о челябинском прозаике Николае Казановиче (он же — Орлангур), чья прошлогодняя книжка «Интеллектуальная мозаика» представляет собой великолепный синтез фэнтези и философской прозы. Основная же масса авторов, работающих в этом ключе, не блещут ни стилем, ни оригинальностью мысли. Им невдомёк, что Толкиен был прежде всего учёным, хорошо знавшим европейскую мифологию, историю и этнографию, что образ Хоббита не был создан на пустом месте — за ним стоит такой пласт культурных традиций, что литературоведы потеряли счёт открытиям, копаясь во «Властелине колец». Для «толкиенутых» всё гораздо проще: берутся уже готовые сюжеты и мотивы, созданные английским классиком, и наполняются тоннами словесной шелухи, пополам с самыми нелепыми домыслами.
«В лучах заходящего солнца Сюзан была неотразима. Какая она всё-таки хрупкая и беззащитная. И этот жирный боров Торин лапал её своими слюнявыми клешнями?! Этот городок сгнил на корню, впрочем, как и весь Срединный Мир...» Читаешь подобные многословные и вычурные пассажи, проталкиваешься сквозь толпы уродцев с труднопроизносимыми именами и думаешь: а какое мне, собственно, дело до всей этой экзотики? Чем со мною решил поделиться автор? Неужели только новостью, что он тоже читал фэнтези? Эка невидаль в наше-то время, когда при наличии денег можно раздобыть любую необходимую тебе книгу!..
К сожалению, «толкиенизм» — лишь один из способов «пения с чужого голоса», ставшего достаточно популярным в среде творческой молодёжи в последнее десятилетие. Если молодые «неформалы» 80-х — хиппи, панки, анархисты и т.п., были социально активной прослойкой общества, пытающейся революционным путём изменить мир к лучшему, то героем нашего времени стал не талантливый чудак, не безбашенный маргинал, а «средний» человек, пофигист, для которого главное — примкнуть к стае, слиться с толпой, уйти в некий идеальный мир — лишь бы не видеть происходящего вокруг. И неважно, что при этом избирается в качестве эрзаца настоящей жизни — «мыльные» сериалы, наркотики, лабиринты Интернета или романтические сюжеты о колдунах и рыцарях. Результат один: даже наиболее образованная часть молодёжи — студенчество не спешит отстаивать свои социальные права, не представляет никакой реальной угрозы для власть имущих, которые могут делать со своим народом всё, что угодно. Апофеозом безликости становятся популярные у «толкиенутых» ролевые игры, в которых самое активное участие принимают именно «фэнтезийщики» из самиздата. Жить чужой жизнью, в чужой эпохе, под чужим именем проще всего. Но всё это — первый шаг к тому, чтобы... превратиться в зомби, в голову которого можно вложить любую ложную идею, чуть-чуть для приличия придав ей (идее, а не голове!) романтическое звучание.
Мне приходилось общаться с несколькими «толкиенутыми». Среди них есть неглупые люди, но даже в их головах царит невообразимая каша из хиппизма, фашизма, мистицизма и пофигизма. Всё идёт по плану: число персонажей, типа Орка или Карвальда в самиздатовской тусовке растёт, самиздат становится всё более беззубым и однообразным, из нового поколения целенаправленно выхолащивается творческое начало.
Повторяю: я вовсе не хочу представить Толкиена как коварного идеологического диверсанта, написавшего свои романы с одной целью — извести русский народ. Толкиен был всего лишь гением, создавшим свой неповторимый многомерный фантастический мир, за который мы должны быть ему благодарны.
Но фанаты, принявшие этот мир как религию... Сами знаете пословицу о дураке, которого заставляли Богу молиться — ни к каким достойным результатам это занятие не приведёт, а вот бесполезного шума и неудобств здравомыслящим соседям доставит немало. Особенно — в России, в тусовочном самиздате, апеллирующем главным образом к подросткам с неустоявшимся мировоззрением.

Опубликовано в издании «Легион» №№ 7-8, 2001 г.


Вернуться на страничку «Статьи, эссе, публицистика и пр.»

Хостинг от uCoz