ACCA-Fantasy

Литературно-ролевое издание. Интернет-версия

Fantasy-классики для «чайников»

Назгул Ник

СРЕДИЗЕМЬЕ И ЕГО ТВОРЕЦ

(Эссе в пяти эпизодах)

                            Едут в метро два Эльфа. Один другому говорит:
                            — Слушай, ты знаешь, кто такой Профессор ТолкиЕн?
                            — Не-а... а ты?
                            — Вот и я не знаю.

Из толкинистского фольклора

Эпизод первый
ПРОФЕССОР

                                  Профессор Толкин, вы большой учёный,
                                  В языкознании познали толк.
                                  А я фанат ваш новоиспечённый,
                                  И мне товарищ — изенгардский Орк.

Из толкинистского фольклора

Итак, кто же он, этот профессор Толкин, откуда взялся и в чём секрет его книг? Всё началось очень и очень давно, как то и положено в сказках... В 1892 году в обыкновенной английской семье родился самый обыкновенный мальчик, и назвали его тоже вполне обыкновенно — Джон [Вообще-то, Рональд (а «Джон» было родовым именем) — прим. ред.].
Вот только городок Блумфонтейн на картах Великобритании не значился, ибо расположен был в пыльном и скучном, по меркам тамошних обитателей, захолустье Южной Африки. Впрочем, надо прибавить, что родители юного Джона Роналда Руэла Толкина были стопроцентными англичанами, приехавшими в этот городок по воле случая: отец Джона Артур Толкин получил здесь место управляющего банком, ну, а жена Мейбл, естественно, последовала за мужем. А потом у них родился первенец. И случилось это 3 января.
Впрочем, маленький Джон плохо запомнил красоты и достопримечательности экзотической страны Африки, ибо уже в 1895 году вместе с матерью и младшим братом уехал в Англию. Как думалось — ненадолго, как оказалось — навсегда.
За время их гостевания у английских родственников внезапно умирает Артур Толкин, и потому возвращаться обратно в Блумфонтейн уже не было смысла.
Оставшись в двадцать пять лет вдовой с двумя детьми на руках, Мейбл проявила поразительную твёрдость духа и одна воспитывала сыновей, прививая им любовь к природе и чтению, заботясь об их образовании, и так — вплоть до своей, тоже ранней кончины в 1904 году. Но именно Мейбл привила Джону любовь к чтению и изучению языков, к старинным сагам и сказаниям. Именно благодаря ей он и решил посвятить себя филологии.
Но опять-таки — до мировой славы ему было ещё далеко. А пока всё идёт заведённым порядком: в шестнадцать лет Джон знакомится с очаровательной девушкой Эдит Брэтт, обучается в Оксфорде, пишет стихи. Вот только стихи у него получаются странные: о волшебной стране Валинор, освещённой светом Двух Дерев, и о сказочных существах — Эльфах...
Однако же мир, в котором он живёт, существует по иным законам, и войны здесь — дело обычное. 1914 год... Первая мировая... Джон женится на Эдит и отправляется во Францию. Воевать. Готовится грандиозное наступление на реке Сомме, и погибнут там 60 000 англичан.
На сей раз судьба оказалась благосклонной к Джону — он уцелел. Зато заболел сыпным тифом и, лёжа на больничной койке, мечтал всё о той же стране под названием Валинор, стране, которой не было на картах мира...
А потом война кончилась, Джон вернулся в Оксфорд, начал преподавать. У него появились дети. А где дети — там и сказки, которые любящий отец рассказывает отпрыскам на ночь.
И вот однажды как герой забавной сказки он так и возник — Хоббит...

Эпизод второй
«ХОББИТ»

                                       Перекличка в казарме:
                                       — Хоббит?
                                       — Хоббит.
                                       — Валенки не положены!

Из толкинистского фольклора

Так кто же он такой, этот Хоббит: то ли кролик, то ли карлик с волосатыми ногами, живущий в норке на холме? Он любит покушать и поболтать, обожает ходить в гости и получать подарки. Но для сказочной истории этого мало, сыновья требуют продолжения, и вот в одно прекрасное утро толстенький маленький Хоббит Бильбо Бэггинс вместе с компанией Гномов отправляется в далёкое путешествие на поиски древних сокровищ и кладов. А путь опасен и далёк...
В том мире (Толкин назвал его — Средиземье) полным-полно неожиданностей и ловушек, опасных находок и сюрпризов. Тут и встречи с великанами-Троллями, которые не прочь полакомиться зазевавшимися путниками, и страшные тёмные леса, населённые гигантскими пауками, и вязкий мрак горных пещер, где так и кишат злобные гоблины, которые тоже не слишком-то рады незваным гостям, а в конце пути заповедное сокровище стережёт огнедышащий дракон Смог — и отдавать его так просто никому не собирается.
И вот самый обычный, робкий и трусоватый малыш Хоббит с честью выходит изо всех передряг, и хотя ввязался-то он в эту авантюру не по своей воле, а по велению волшебника Гэндальфа, все испытания преодолевает мужественно, помогает Гномам добыть золото и возвращается наконец целым и невредимым домой, в любимую норку, чтобы жить там долго и счастливо...
... А кроме привезённых с собою сокровищ он ещё и колечко какое-то прихватил, доставшееся ему в той же Мории, при встрече с неприятным и неопрятным Горлумом...
Так что теперь жить бы ему да поживать, и дом — полная чаша... Так ведь обычно и заканчиваются сказки.
Но... это кольцо, это загадочное кольцо, не дающее покоя не только Хоббиту Бильбо, но и самому профессору Толкину! Что же это за кольцо, и почему оно имеет такую властную силу над умами и душами тех, кто хотя бы единожды прикоснулся к нему?!

Эпизод третий
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»

                       Когда Фродо надел Кольцо Всевластья и объявил себя
          его властелином,  первой его мыслью было: «Ну вот, теперь можно
          и дурака повалять!»
                      Говорят, Саурона в самом деле сбросило  с  трона  и
          покатало по полу.

Из толкинистского фольклора

Все хорошие сказки имеют тенденцию продолжаться. Не стал исключением и «Хоббит». И хотя продолжение было выпущено Толкином очень нескоро — лишь в начале пятидесятых годов (сам же «Хоббит» был издан в 1937-м), поистине столь долгий срок от начала до продолжения был только на благо появившейся книге. А называлась она — «Властелин Колец».
Вот и всплыло Кольцо, то самое, прихваченное Бильбо в качестве не то военного трофея, не то забавной безделушки. Говорят, рукописи не горят, а Кольца не плавятся — хотя как раз это-то Кольцо, по мнению Профессора, и следовало расплавить. Но не так-то просто это сделать! Впрочем, прежде следовало объяснить читателям, чем всё-таки опасно Кольцо. Ведь, казалось бы, оно только и может, что делать своего обладателя невидимым. Но...
Всё тот же волшебник Гэндальф (вот неймётся старику!), увидев Кольцо Бильбо, пугается не на шутку и требует не пользоваться им. Никогда.
Что ж, Бильбо готов прислушаться к совету, да в мирной уютной Хоббитании оно, вроде бы, и ни к чему — ну, разве только захочется скрыться от надоедливых родичей, Саквиль-Бэггинсов...
И хотя Кольцо так красиво, так заманчиво блестит, в конце концов Бильбо всё же решается оставить его своему племяннику Фродо, а сам удаляется на покой в Имладрис, заповедный край, где издавна живёт Дивный Народ — Эльфы.
И тут вновь появляется Гэндальф! Оказывается, не такое уж невинное колечко отдал Бильбо племяннику. Ибо (слушай внимательно, Фродо, и не дрожи!) Кольцо это выковал в стародавние времена сам Тёмный Враг Саурон, чтобы захватить власть над миром... Ну, положим, колец было выковано куда больше: три — для Эльфов, семь — для Гномов, девять — для Людей, но ЭТО Кольцо — Верховное, и тот, кто наденет его на палец, станет властелином над всеми кольцами — а значит, и хозяином Средиземья. И тогда, если это будет Саурон, мрак и ужас захлестнут мир! А чтобы этого не случилось, Фродо, мрачно пророчествует Гэндальф, надлежит тебе бросить Колечко в Ородруин, чтобы пламя огнедышащей горы раз и навсегда расплавило порождение Зла...
Ну что же, Фродо готов отправиться в путь. Только идти надо далеко, очень далеко, в вотчину Саурона — Мордор, где, собственно, и находится эта огнедышащая гора. Но в пути (не дрожи, Фродо!) Хранитель Кольца будет не одинок: вместе с ним тяготы пути разделят верные друзья — Хоббиты, Гном Гимли, Эльф Леголас, Люди Арагорн и Боромир, да и сам Гэндальф какое-то время тоже будет сопровождать отряд...
А меж тем в далёком Мордоре, почувствовав, что Кольцо нашлось, Саурон посылает за реку Андуин своих верных слуг-назгулов, Призрачную Девятку, которые начинают охоту за Кольцом...
Так начинается путешествие с немалыми приключениями и опасностями на пути... Но пересказывать роман — дело зряшное и никому не нужное. «Властелина Колец» надо читать! Самому. И — до конца!
... Он дойдёт до Ородруина, этот полурослик Фродо, но — не сможет уничтожить Кольцо. За него это сделает другой, сам не желая того, — тот самый мерзкий и склизкий Горлум (помните «Хоббита»?), тоже мечтающий о Кольце, об этой своей «прелесссти». Просто оступится на краю — и Кольцо упадёт в Ородруин. Вместе с Горлумом.
Ну вот, казалось бы, снова всё хорошо, и можно мирно жить в своей Хоббитании, но... вместе с гибелью Кольца в Средиземье что-то тускнеет, навсегда уходит из мира древняя магия, и Эльфы уплывают в Валинор. Тоже — навсегда...
Но где же он всё-таки расположен, этот Валинор, и почему так печален конец книги? А потому, что...

Эпизод четвёртый
«СИЛЬМАРИЛЛИОН»

                       И тогда в третий раз поднялся Илуватар, и  простёр
          он руки — и прогремел мощный аккорд. И наступила тишина.
                       И в наступившей тишине Саурон подмигнул  Мелькору.
          И Мелькор поздравил себя с Первым Майя!

Из толкинистского фольклора

А потому, что к тому времени Професором был уже написан «Сильмариллион», в котором, собственно, и объяснялось всё, что случилось до того, как отважные Хранители понесли Кольцо Всевластья к Ородруину.
Итак, что же было вначале? А вначале, как известно, было Слово, и Слово было у Бога... и эта ассоциация не случайна, ибо в самом начале «Сильмариллиона» — этой истории создания Мира и был запечатлен акт Творения, когда творец Эру Илуватар волей своей придумал торжественную Музыку и вместе с помощниками Валарами-Айнурами воплотил её в Средиземье. А уже потом, волей всё того же Илуватара, и появились в мире Эльфы, Гномы, Люди и Хоббиты... нет, всё-таки Хоббиты, похоже, возникли сами по себе! Но дело не в этом. Просто наряду с Творцом-Илуватаром существовал ещё и Мелькор, самый первый из созданий его, осмелившийся внести Диссонанс в божественную мелодию. Ну, а ближайшим подручным Мелькора стал уже упоминавшийся Саурон...
И не было мира под небом благословенного Валинора, обиталища Айнуров-Валаров и Эльфов. И гибли, поверженные Мелькором, Два Дерева, гас их свет, искусник Феанор — Эльф, создавший три волшебных камня-Сильмарилла, — взбунтовался как против Валар, так и против Мелькора-Моргота, не желая никому отдавать плоды рук своих...
Дальнейшей истории трёх волшебных камней-Сильмариллов и посвящена эта книга, но... но всё-таки «Властелин Колец» обрёл куда большую популярность, и тиражи его перевалили за миллион экземпляров, а переведён он был в самых разных странах, в том числе и у нас. Случилось это в начале восьмидесятых годов.
Вот тогда-то всё и началось...

Эпизод пятый
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ЭПИГОНЫ

                                   Ниенна:
                         Ваше благородие, господин Перумов!
                         Для кого вы — гений, по мне же — недоумок:
                         Написал на Толкина гнуснейший изврат
                         И сидит довольный тут, радуется, гад!
                                   Перумов:
                         Ваше благородие, госпожа Ниенна!
                         Всё не может вечно быть в жизни неизменным.
                         Я — преемник Толкина, так я вам скажу:
                         Продолженье клёвое точно напишу!

Из толкинистского фольклора

... Нет-нет, начиналось всё так же, как и в других странах: прочитавшие книгу и влюбившиеся в Средиземье неофиты называли себя Гномами и Хоббитами, мастерили деревянные мечи, пели эльфийские песни и собирались на тусовки единомышленников, которые вскоре метко окрестили «Хоббитскими игрищами»: ведь без Хоббитов, как известно, в Средиземье ничего не делалось.
А потом те, кому больше всех не хотелось уходить из мира Средиземья в тусклую реальность, принялись сочинять продолжения — благо, в том же «Сильмариллионе» многие истории описаны фрагментарно и без особых подробностей!
Подробности добавляли эпигоны. Их было много, но первым всероссийскую известность обрёл Ник Перумов, сочинив «Кольцо Тьмы» — историю о том, что случилось в Средиземье триста лет спустя после уничтожения Кольца Саурона.
Книга получилась весьма объёмной (куда там Профессору Толкину!), но... почему-то читать её было настолько же трудно, насколько легко проглатывался «Властелин Колец». Слишком много сюжетных линий тщился задействовать молодой подражатель, слишком растянут был его труд, и то тут, то там повествование вспарывали многочисленные ляпы и несообразности.
Впрочем, на этой книге Перумов сделал себе имя — и, возможно, именно это и было его основной целью.
... А потом — пришла Ниенна. Точнее, их было двое — Наталья Васильева и Наталья Некрасова. Ниэннах и Иллет. И труд их назывался «Чёрные хроники», «Крылья чёрного ветра», но более всего известен он под названием «Чёрная книга Арды».
О, это был уже не Перумов! Эти авторы посягнули на устои, ибо осмелились взглянуть на мир Средиземья с иной, тёмной стороны. И оказалось вдруг, что Мелькор-Моргот — совсем не Враг Мира, и что если бы не его Чёрные Рыцари, защищающие Средиземье, оно давно бы уже погибло, растоптанное неумолимой поступью воинов Валинора. И было там ещё много странного, не вписывающегося в каноны.
Да, это была ересь. Но КАКАЯ ересь! В отличие от Перумова, это было так же красиво, как и у Профессора, а местами даже более поэтично — и потому многие поклонники Толкина приняли этот взгляд на мир, тем более что «Чёрная книга Арды» следовала фактам, изложенным в «Сильмариллионе».
Совсем недавно появился новый роман на средиземскую тему — «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, где подвергался сомнению и пересмотру уже собственно «Властелин Колец» и где оказалось, что назгулы вовсе не охотились за Кольцом (которого, кстати, и совсем не существовало!), а... Но к чему пересказывать то, что можно прочитать самим?
Мир Профессора Толкина открыт для каждого. И приобщиться к нему никогда не поздно. А притягателен он, наверное, потому, что сказки всегда нравятся поэтам, мечтателям и — детям...


© Назгул Ник, 2000


Вернуться на страничку «Статьи, эссе, публицистика и пр.»

Хостинг от uCoz