ACCA-Fantasy

Литературно-ролевое издание. Интернет-версия

Владимир Дэйн

Пособие начинающего DMа

К выходу 3 редакции Dungeons & Dragons

Определение

DM (Dungeon Master) — «мастер подземелий», ведущий настольных ролевых игр, преимущественно — Dungeons & Dragons.

Предисловие

Когда я решил написать эту статью, я думал, что она будет иметь отношение исключительно к настольным играм типа Dungeons & Dragons (в дальнейшем — D&D). После того, как несколько глав статьи в готовом виде предстали моему взору, я с удивлением обнаружил, что оная статья не так уж специализирована, как ожидалось. Конечно, встречаются здесь и специфические «куски», но они относятся в основном к внутриигровой механике, в то время как основной моей задачей было показать, каким же должен быть сам DM (в дальнейшем — мастер), а не какой должна быть игра.
В этой статье рассказывается о том, что должен знать каждый мастер, чтобы быть хорошим мастером. Также приводится краткая инструкция по пользованию книгами правил D&D. Отдельное место в статье занимает система отношений между мастером и игроками во время игры, поскольку именно её чаще всего нарушают начинающие игроки у начинающих мастеров.
Не претендуя на оригинальность и всеобъемлемость, всё же надеюсь на то, что моя статья принесёт хоть какую-то пользу тем, кому оная польза потребна.
На сих строках завершаю предисловие и приступаю собственно к статье.

Введение

«Все мастера — козлы!..»
(игроки)

Итак, вы захотели стать мастером. Уважая ваше желание, всё же хочу задать вам один вопрос, над которым и предлагаю задуматься. Вот этот вопрос: вам это надо?
Знайте, что «мастерение» отнимает много времени и энергии, и, если это не окупается наслаждением от процесса игры, то ведёт к дополнительным стрессам. Нервные клетки не восстанавливаются, помните об этом.
Не забывайте, что самые неблагодарные люди — это начинающие игроки. Они будут вас «курощать и низводить», следуя заветам Великого Карлсона, — и если вы не сможете ответить им тем же, то будет весьма печально, а если сможете — то вдвойне печально. Игра D&D — это не противостояние «мастер — игроки», а сотрудничество. Если вы этого не поймёте, вам не стать хорошим мастером. Если этого не понимают и не желают понять игроки, то они и не игроки вовсе, и непонятно, зачем вы тратите на них своё время.
Также вам понадобится большое количество ресурсов собственной памяти, — конечно, не нужно помнить наизусть все книги правил, но хотя бы знать где в них что — придётся. Мастер, роющийся в книгах с воплями «Вот чёрт, где же это правило?» — это зрелище малоэстетичное и говорящее не в пользу данного мастера.
Также большой проблемой для мастера может являться собственная лень. Именно она не позволяет мастеру изучать правила, писать модули и собирать потенциальных игроков в одном помещении с целью введения их в игру и невыведения из оной.
В общем, жизнь мастера тяжела и неказиста.

Если вы всё же не испугались сказанного выше и не отбросили прочь саму идею становиться мастером, то можете вспомнить, что окончанием высказывания, взятого в эпиграф, является фраза «А все игроки — бараны», и — милости прошу к следующей главе.

Начальные сведения

«В споре вырождается истина...»
Н. Казанович

Эта глава построена по принципу «Вопрос — ответ» и является той самой печкой, от которой, собственно, мы и предполагаем танцевать. Некоторые из ответов, вероятно, не бесспорны, но, по крайней мере, содержат определённую точку зрения, над которой следует задуматься: соглашаться с ней или не соглашаться.

1. По какой системе лучше всего играть?

Игровых систем на свете много, но хороших систем — гораздо меньше. Поскольку мы говорим о настольных ролевых играх в стиле «фэнтези», назову две на мой взгляд наиболее приемлемых — GURPS и Dungeons & Dragons. Поскольку про GURPS ничего толкового я рассказать не могу :-), речь буду вести именно о Dungeons & Dragons.
На данный момент доступны две редакции D&D:
а) Advanced Dungeons & Dragons, 2 редакция (вышла в 1989 году);
б) Dungeons & Dragons, 3 редакция (вышла в 2000 году).
Можно долго рассуждать о преимуществах и недостатках той и другой редакции, но я этого делать не буду, а лишь дам совет:
а) если вы начинающий мастер, используйте третью редакцию D&D;
б) если же вы долго играли по второй редакции, семь раз подумайте — а стоит ли переходить на третью? Меня, например, крайне раздражают некоторые нововведения этой редакции, да и литература у меня вся по второй редакции, а пока навыходит новая, я, глядишь, уже и состарюсь.

2. Какая литература необходима DMу?

Без всяких сомнений называю три главных книги Dungeon Master'а: Player's HandBook (PHB), Dungeon Master Guide (DMG) и Monstrous Manual (MM), — причём первая книга обязательна, а вторая и третья — настоятельно рекомендуются.

DM обязан хорошо знать PHB!!!

Разумеется, далеко не у всех есть возможность покупать эти книги по $ 20, именно поэтому в России очень распространены эти (и другие) книги в электронном виде и в распечатках/ксерокопиях, что, видимо, не совсем законно, зато дёшево и радостно.
Не забывайте, что все эти книги написаны на английском языке. Существуют и переводы, — но они непрофессиональны, хотя некоторые из них вполне удобочитаемы.

3. Какие материалы нужны DMу?

Помимо книг, DMу требуются:
а) так называемые листы записей персонажей (character record sheets);
б) Набор соответствующих игральных костей — четырёх-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати- и двадцатигранных. Стоит такой набор от 4 до 6 долларов, но можно сделать его самому (например, из картона) — набор выкроек будет в одной из следующих глав;
в) ручка и несколько листов бумаги;
г) желательно также иметь так называемый «экран DMa» (DM's screen), в котором отдельно даны все таблицы и сведения, которые часто нужны по ходу игры;
д) возможно, для моделирования боя вам понадобятся расчерченные листы бумаги и фигурки/булавки/флажки/что-нибудь другое для имитации фигур персонажей и монстров;
е) и, наконец, самое главное — нужен готовый модуль игры. О том, что такое модуль, рассказывается в PHB и DMG, а о том, как его готовить и с чем съесть, рассказывает Red 2 the Ranger в статье «Модулестроение для чайников».

Изготовление материалов

Кружок Феанора «Умелые руки»
Являлся оплотом эльфийской науки.

(Кере Вендис)

1. Игральные кости

Сия глава предназначена тем, кто, по причине необъятности нашей чудесной родины, углубился в такую необъятность, что попросту не может приобрести фирменного набора костей, ибо негде, — но хочется. Также глава пригодится и тем, кто по каким-либо причинам не может разориться на $ 4-6: сумма хоть и невелика, но когда её нет — это очень заметно.
Итак, обратите внимание: здесь стоят ссылки на «выкройки» для четырёх- (d4.gif), восьми- (d8.gif), двенадцати- (d12.gif) и двадцатигранной (d20.gif) костей и показаны сами кости, как они должны выглядеть в готовом виде. «Выкройки» следует распечатать, после чего их можно вырезать и склеить.
После того, как заготовки будут склеены, их грани следует обклеить дополнительными гранями из твёрдого картона, и уже на них произвести нумерацию.

Десятигранную кость проще имитировать броском двадцатигранной.

2. Листы записей персонажей (character record sheets)

Эти листы включают в себя большинство информации о персонаже, а конкретно — всё, что накидывается во время генерации персонажа (кроме, пожалуй, максимального возраста, который кидается DM'ом и держится в секрете от игрока). В электронном виде ходит множество версий подобных листов, — только лови да распечатывай :-). Если же у вас нет компьютера и/или принтера, — и, как следствие, распечатывать не на чем, — листы записи персонажей можно приобрести: либо фирменные, что дорого; либо самопальные, что довольно дёшево и может быть достаточно надёжно — это не водка, не потравитесь :-).
Также, как вариант: можно приобрести один такой лист, а потом его размножить. Будете вы это делать на копире или переписывать руками — это уже другой вопрос, на который отвечать предстоит вам самим.

3. «Экран DM'а» (DM's screen)

Как известно, «экран DM'а» включает в себя таблицы и сведения, которые часто требуются мастеру по ходу игры.
Чтобы изготовить экран DM'а самому, возьмите три листа бумаги формата А4 и разместите на них (с одной стороны) те таблицы из PHB, DMG и других книг, которые бывают вам нужны чаще других. Обычно таблицы делаются довольно мелкими, поскольку полезной информации очень много. Не пытайтесь вместить туда ВСЕ таблицы, выберите только необходимые. Когда эти три листа будут готовы, наклейте их на картон, это придаст им некоторую долговечность, и согните так, чтобы экран можно было поставить на стол, таблицами к себе. Ну вот, теперь вам не нужно поминутно рыться в книгах, а за экраном очень удобно бросать кости так, чтобы игроки их не видели.
Опять же, технология процесса изготовления данного «экрана» — ваше дело. Будете вы его переписывать руками, распечатывать с компьютера, покупать у первых, вторых, третьих и левых лиц — выбирайте сами.

Вообще говоря, если у вас есть необходимые книги, и вы в них неплохо ориентируетесь, «экран DM'а» вам необязателен. Если же книг у вас нет, то означенный «экран» вам не поможет :-). Шучу, поможет, конечно, но только если вы имеете представление о механике игры, т.е. читали-таки книги, хотя и не имеете их в наличии. Иначе же таблицы и термины, которые не проходят ни в школах, ни в ВУЗах, повергнут вас в глубокое уныние. Как говорил Винни-Пух: «Длинные слова меня только расстраивают».

(продолжение, возможно, будет...)


© Владимир Дэйн, 2000

© ACCA-Fantasy, 2000


Вернуться на страничку «Ролевые игры»

Хостинг от uCoz