ACCA-Fantasy

Литературно-ролевое издание. Интернет-версия

Erl

Ролевые игры — какие они бывают

Многие игроки, считающие себя «старичками» в РИ (здесь и далее — Ролевых Играх), подчас представления не имеют о некоторых видах игр. Да я и сам не претендую на знание всех видов РИ, но для общего развития наших игроков попробую хотя бы коротко описать то, с чем сам знаком (хотя бы понаслышке).

* Начну, пожалуй, с CRPG (Computer Role Playing Games, то есть компьютерные ролевые игры).
Наиболее распространены обычные игры (игры для одного игрока на одном компьютере), но некоторые ролевики против того, чтобы их (игры) вообще относили к РИ. Причина такого отношения проста — как правило, в этих играх отсутствует отыгрыш персонажа, который и является необходимым элементом РИ. Чаще всего эти игры сводятся к тому, что называется Hack&Slash (т.е. руби-и-коли) и Puzzle Solving (т.е. решение головоломок) при минимуме того, что называют RolePlaying (т.е. ролевая игра). Ко всему прочему, эти игры часто имеют заданный сценарий, от которого нельзя отклоняться — например: пройти первый уровень подземелья, убить главного монстра 1-го уровня, забрать у него ключ, открыть им нужную дверь, за ней встретить торговца и купить у него вещь, требуемую для второго уровня и т.д., — в то время как в других типах игр можно попытаться этого монстра обойти, обмануть, обокрасть или же просто прорваться через него: примерами таких игр могут служить Dungeon Hack, Ultima Underworld, Daggerfall (это игры, где ведётся один персонаж) и Eye of Beholder, Realms of Arcania, Betroyal at Krondor (это игры, где игрок ведёт партию персонажей).

* Следующий тип игр — это сетевые, или многопользовательские, игры — MUD’ы и MUSH’ы (как расшифровываются эти аббревиатуры, я, к сожалению, не помню, хотя начало такое: Multi User). Первые подобны обычным компьютерным играм, но имеют существенные отличия. Во-первых, число игроков (и персонажей) в них очень велико, и играть в одну игру могут игроки со всего мира. Второе отличие — меньшая красочность, иногда игра ведётся вообще в текстовом режиме (это связано с низкой скоростью работы по сети).
MUSH имеет значительное отличие от своего собрата. Всё, что случается с персонажем MUSH’а решает сам игрок. В общем, нечто подобное многопользовательскому сексу по телефону. Например, один игрок (он ведёт персонажа по имени Гвир) пишет: «Допив шестую кружку эля, Гвир встаёт из-за стола и пошатывающейся походкой идёт к столу, за которым сидит Горацио». Теперь пишет игрок, ведущий Горацио: «Заметив направляющегося к нему Гвира, Горацио демонстративно ставит на стол кружку и встаёт, доставая из-за пояса дубину»...
К сожалению, подробней описать этот тип игр я не могу, поскольку в глаза их никогда не видел, но желающие могут почитать о них на текстовом компакте «Моя домашняя библиотека», а имеющие Интернет — даже увидеть воочию (инструкции о том, как и куда подключаться, есть на том же компакт-диске).

* Следующий тип «компьютерных» игр — PBEM (Play by E-Mail или «игра по электронной почте»). В таких играх мастер, по электронной почте, высылает игрокам описание обстановки, а игроки высылают ему действия своих персонажей. Мастер учитывает их действия и соответственно изменяет обстановку, которую опять высылает игрокам. Недостатки таких игр очевидны — игра идёт очень долго, возможны недопонимания между игроком и мастером, нет живого общения и так далее, но при всём при том игры такого типа пользуются популярностью, и в них активно играют.

* Предок РВЕМ, как нетрудно догадаться, РВМ (Play by Mail или «игра по почте»). По сути это то же самое, что и РВЕМ, разница лишь в носителе. Для РВМ это обычные почтовые письма.

* Следующий тип РИ — книги-игры. Честно говоря, я не уверен, что их можно считать полноправными РИ, но что-то от РИ в них всё же есть. В такой игре вы ведёте персонажа, при этом одновременно читая параграф за параграфом книги. В каждом таком параграфе вам даётся возможность выбрать вариант действий вашего персонажа, и напротив каждого варианта стоит номер параграфа, к которому следует перейти при выполнении этого действия. Например:
«78. Вы вышли на дорогу из города. Пройдя около мили вы встречаете старика с тростью. Ваши действия?
— Нападёте на него (см. параграф 105).
— Заговорите с ним (см. параграф 57).
— Просто пройдёте мимо (см. параграф 208)».
Выбрав подходящее для вас действие, вы переходите к следующему параграфу, где вновь получаете возможность выбрать вариант действий, и так далее до тех пор, пока не встретится параграф, в конце которого стоит нечто вроде «Ваше бренное тело, разорванное на куски, будет ещё несколько дней кормить пещерных тварей», или, значительно реже, нечто вроде «Ура! Последний ваш удар достиг цели, и самый главный злодей падает сражённым. Мир спасён!» И достоинства, и недостатки очевидны, хотя достоинство, на мой взгляд, одно — вы можете играть в эту игру вообще в одиночку на необитаемом острове. А вот недостаток — вы крайне ограничены в выборе действий. Например, в примере, данном выше, есть всего три варианта действий, и при всём вашем желании вы никак не сможете обокрасть этого старика, не сможете убежать от него обратно в город, не сможете просто преградить ему путь, раз уж это сразу не предусмотрел автор книги.

* Самый близкий родственник книг-игр — так называемые Card Games (карточные игры). Конечно, имеются в виду не все карточные игры (типа «Дурак», «Преферанс» или даже «Magic: the Gathering»), а лишь ролевые игры. Они во многом походят на книги-игры, но вместо книги имеется колода карт, где часть карт, грубо говоря, соответствует «параграфам книги-игры», а другая часть карт — различным предметам и персонажам, что можно «взять с собой» (конечно, с собой их берёт персонаж).

* Следующая огромная группа РИ — RPGT (Role Playing Games Table, то есть настольные РИ). Практически всегда для таких игр нужны кости (чаще всего, шестигранные кубики, хотя могут понадобиться восьми-, двенадцати-, двадцати- или даже стогранные кости), ручка (карандаш, фломастер и т.д.) и лист (листы) бумаги. Один (реже несколько) человек берёт на себя роль мастера или ведущего (на жаргоне игроков — DM или Dungeon Master), остальные (обычно и оптимально 3-4 человека) играют, обычно каждый игрок «ведёт» только одного персонажа.
В игре мастер описывает игрокам ситуацию, а игроки заявляют действия своих персонажей, и, если требуется, мастер описывает результат их действий и события, происшедшие за прошедшее время и не зависящие от действий персонажей. В общем описать игру очень сложно — как говорится, лучше один раз сыграть, чем десять раз увидеть или сто раз услышать.
В спорных случаях для определения результатов действия (например, во время боя при нанесении удара) бросается кость. В зависимости от того, как часто мастер требует бросать кость, игры грубо делятся на «говорилки» и «кидалки». Это два противоположных полюса. В «говорилках» роль случайности весьма невелика, или, если говорить точнее, такие игры менее детализированы. Например, определённому воину нужно выбросить на шестигранной кости число более 4 для того, чтобы попасть по противнику в кольчуге и убить его. В «кидалках»-же всё значительно сложнее — в том же примере выше, сначала мастер может потребовать определить, кто же из противников будет атаковать первым (исходя из занимаемой ими позиции, их состояния, морального духа, оружия, которым они пользуются и т.д., плюс некоторый случайный фактор). Лишь после этих весьма реалистичных (но, к сожалению, долгих и нудных) вычислений он (т.е. мастер) может позволить произвести атаку. И вновь будет учитываться куча факторов (тип оружия, мастерство атакующего и атакуемого, различные бонусы и пенальти за доспехи, позицию, мораль и так далее, плюс всё тот же фактор случайности). В случае попадания он может потребовать определить место, куда был нанесён удар, и величину нанесённых повреждений (опять-таки исходя из кучи факторов).
В общем, каждый мастер обычно сам для себя решает, как ему вести игру.
В качестве примера настольной РИ можно привести самую распространённую и довольно удачную систему AD&D (Advanced Dungeons & Dragons) фирмы TSR. К сожалению, у нас она распространена очень плохо, главным образом из-за отсутствия русскоязычного варианта (хотя перевод правил уже давно идёт с переменным успехом). Ещё один недостаток этой системы — для игры требуются кости, которые не так-то просто купить на территории быв. СССР (хотя, в Москве и Питере проблем уже нет). Для игры нужны четырёх-, восьми-, десяти-, двенадцати- и двадцатигранные кости. Конечно, их можно склеить и из картона (и клеят), но, согласитесь, что иметь фирменный набор приятней, да он и более долговечен.
Можно привести и другой (далеко не лучший) пример русскоязычной игры — «Заколдованная страна». Судя по всему, это крайне неудачная попытка русскоязычной реализации системы D&D (Dungeons & Dragons — предка AD&D), хотя для того времени эта игра была шедевром (ибо ничего подобного у нас не было). Сейчас появилась ещё одна русскоязычная РИ — «Проклятье чёрного мага». В неё я не играл, но, судя по тому, что я о ней знаю, — система далеко не самая лучшая.
Настольные РИ обладают очень большим количеством достоинств в сравнение с другими видами РИ. Во-первых, мастер практически всегда сумеет и имеет возможность отследить соблюдение правил. Во-вторых, в настолке мастер может сразу разъяснить непонятные и разрешить спорные моменты в правилах и возникающих ситуациях — здесь вы навряд ли услышите крик «Мастера мне!» В-третьих, игрокам не надо ехать «за тридевять земель», волоча с собой палатки, еду, доспех, оружие и т.д. В-четвёртых, сорванная или неудавшаяся настолка обламывает гораздо меньше, нежели неудавшаяся полигонная игра. Можно продолжить список достоинств, но в этом нет нужды. В любом случае, это совсем не значит, что настолки лучше полигонок — это просто разные типы РИ.

* Следующий тип РИ — LARP (Life Action Role Play или «Ролевые игры вживую»). Это, пожалуй, наиболее распространённый тип РИ. Он охватывает несколько видов РИ — кабинетные игры (они же «кабинетки», «павильонки», «лангидоки»), игры «по жизни» и полигонные игры.

* К кабинеткам обычно относят игры, проводимые в замкнутом пространстве — чаще всего в квартире. Из-за ограниченности места, действия таких игр происходят в пещерах, космических (или обычных) кораблях, замках, домах, подводных базах, и, зачастую, покинуть это место нельзя (те, кто играл в Челябинске 3-4 года назад, помнят фразу, с которой, по традиции, начиналось большинство кабинеток: «Завалило!»). Как правило, применение оружия в таких играх сильно ограничивается (в большей степени — благодаря желанию хозяев сохранить в целости свою квартиру), и результаты боёв могут решаться как в настолках — на кубиках или монетках. Но зачастую отправить кого-то на тот свет можно без проблем (к примеру, с помощью магии, яда или банального кулуарного убийства). Но чаще всего главное оружие в «кабинетке» — информация.
Число участников в таких играх обычно 10-15 человек. У «кабинеток» есть один серьёзный недостаток — если персонаж игрока выходит из игры (например, не без помощи бокала с ядом), игрок уже не может войти в игру снова (из-за всё того же банального «Завалило»). Поэтому иногда игрок обламывается, когда его убивают в самом начале игры. Но, при желании, хороший мастер сумеет избежать такой ситуации.

* Следующий вид LARP — РИ «по жизни». В этих играх вы одновременно живёте нормальной жизнью и играете, то есть игра идёт параллельно с жизнью. Вы учитесь в институте, ездите на работу, и все эти действия вы совершаете в игре. Например, я слышал, что такая игра проводилась по фильму «Горец» — игроки бродили по городу с дрынами и искали себе подобных, дабы снести им голову («по игре», конечно). Но этот вид игр имеет весьма серьёзный недостаток — ведь игра идёт в городе и средь бела дня, так что прохожие наверняка поймут игроков превратно, когда те достанут свои «мечи» посреди какого-нибудь двора и начнут лупить ими друг друга.

* И вот наконец-то мы подошли к самым массовым РИ — полигонным играм. Что это такое — знают почти все, ибо в наше время большинство новых игроков начинают свою «ролевую карьеру» именно на полигонках. Как правило, полигонные игры самые массовые — обычно от 50 игроков и более (хотя, возможно, что самые массовые игры — это MUD’ы, но я в этом не уверен). Полигонки проводятся подальше от крупных населённых пунктов, и чаще всего их правила стараются максимально приблизить к реальной жизни так, чтобы свести моделирование к минимуму, а отыгрыш — к максимуму.
Чаще всего полигонка — командная игра, на неё приезжают командами и играют командами. Внутрикомандная игра часто либо отсутствует вовсе, либо она «однонаправлена», то есть, для всех персонажей благо их города (крепости, поселения) важнее их собственного благополучия, что, вообще говоря, малореально.
За примерами «полигонок» далеко ходить не надо. Самая известная на территории быв. СССР полигонка, конечно же, «Хоббитские игрища».

* Кроме тех видов РИ, что я описал выше, существуют так называемые «клоны», то есть виды игр с элементами двух и более видов РИ. Например, возможна «настолка», в которой драки отыгрываются «вживую», или, например, в полигонную игру может быть включен элемент настольной игры.

Ну вот, кажется я описал все известные мне типы РИ. Если что-то упустил, или у кого-то есть желание пообщаться на эту тему — пишите.


© Erl, 1999

© ACCA-Fantasy, 2000


Вернуться на страничку «Ролевые игры»

Хостинг от uCoz