|
|
Alexander «Che» KharchenkoСвет мой, зеркальце ректальное...Из недописанной книги «Сделай мастеру аборт» ИНТРОДУКЦИЯКак-то раз мы уже успели поговорить об архетипах игрока и персонажа (см. главу «Герои нашего времени» из книги «Сделай мастеру аборт»). Ну, с архетипами теперь все понятно, они зависят прежде всего от личности игрока. А вот любимые роли персонажей в игровом мире что можно сказать о них? Кого и как любят играть современные игроки?
РОЛИЗанявшись условной классификацией, можно разделить список ролей на четыре категории, в соответствии с основными категориями игровых миров: фэнтези, сайнс-фикшн, исторический мир, современность.
Категория I. Фэнтези.Фэнтези самый классический вариант мира для комнатных ролевых игр. Даже такие вещи, как StarWars и Shadowrun, явно тяготеющие по атрибутике к сайнс-фикшн, не избежали дани традиции, включив в себя магию и монстров. Причины такой популярности фэнтези лежат в области общего искусствоведения и социопсихологии, подробно останавливаться на них я не буду. Посмотрим, однако, что за персонажей играют обычно современные игроки в мирах и сюжетах фэнтези. Вариант 1. Авантюрист-профессионал. По архетипу это обычно Искатель приключений (иногда Идейный), реже Манчкин. В первую очередь обращается внимание не на ролевую сторону личности персонажа, а на соответствие его системных параметров нуждам группы, сюжета или собственным представлениям о крутости. Персонаж имеет строго определенную профессию(1) и лезет из кожи вон, чтобы доказать окружающим, себе и мастеру, что он настоящий МАГ, настоящий ВОИН, ВОР, НИНДЗЯ нужное подчеркнуть(2).
Вариант 2. Авантюрист от скуки. По архетипу это обычно Клоун, Психопат, реже Искатель приключений. Он встревает во все дела игрового мира в поисках впечатлений.
Вариант 3. Благородный герой. Это обычно Идейный авантюрист, реже Сам игрок или Любимый герой (возможно, извращенец). Занимается в основном спасением своих сограждан (напомню, что в фэнтези обычно главной задачей является спасти весь мир). Очень благороден и честен. Руководствуется самыми возвышенными стремлениями. Причем у него регулярно хватает ума и сил их реализовать.
Вариант 4. Маг-изобретатель. Это УЖАСНО! По архетипу это как правило изобретатель и есть. Изобретает он боевую магию (см. главу «Дайте им прикурить»). Цель такого персонажа проста стать крутым до невозможности, так, чтобы любые проблемы игрового мира разрешались для него простым мановением руки. Регулярно пытается стать богом (см. ниже). Жуткое дерьмо!
Вариант 5. Бог. Уникальный тип персонажа для фэнтези. Обычно Манчкин по архетипу (см.), гораздо реже Изобретатель, чрезвычайно редко представитель иного архетипа. Хочет быть богом или является им. Привык заниматься созданием собственных миров, рас и т.п. в пределах мастерского мира. Довольно часто является результатом эволюции Мага-изобретателя.
Вариант 6. Менестрель. Игрок обычно женщина, реже юноша бледный со взором горящим, помешанный и в жизни на собственном поэтическом/бардовском даровании. Занимается воспеванием, с какой целью сочиняет баллады(3). По половому признаку делятся на две категории: бесполые и развратные. К первой относятся: женоподобные юнцы, девушки в мужском платье, ваганты, иссохшие от несчастной платонической любви. Вторая представлена матерящимися греховодниками средних (в представлении игрока) лет с седыми висками, без особого пиетета пускающими в ход лютню в качестве дубины. Те и другие вооружены лютней (с точки зрения игрока, это особо романтическая разновидность гитары) и флейтой. Флейта лучше, так как временно лишает менестреля возможности декламировать и петь.
Вариант 7. Аристократ. Персонаж, высокородность которого является определяющим фактором для его роли. Образ, навеянный рыцарскими или мушкетерскими романами. Особенно любим игроками-женщинами.
Категория 2. Сайнс-фикшн.Любопытно, что чистая сайнс-фикшн так и не получила распространения в мире ролевых игр. Причина тому проста. Сайнс-фикшн во всех остальных видах искусства разделилась на две категории: жуткий боевик со спецэффектами, играть который неинтересно, и философская заумь с массой абстракций, отыграть которую невозможно. Тем не менее, попытки привнести чистую научную фантастику в игру уже делались, в том числе и вашим покорным слугой. В целом, можно уже говорить и о ролях, типичных для сайнс-фикшн. Вариант 1. Профессионал. От Авантюриста-профессионала из миров фэнтези он отличается только тем, что не обязан быть авантюристом. Игроки в НФ сюжетах не без оснований считают, что приключения сами их найдут. Профессионал отличается умом, немногословностью, готовностью выполнить свой долг в любую минуту и исключительной безграмотностью во всем, что выпадает за рамки его интересов.
Вариант 2. Гражданин. Принимает очень близко к сердцу проблемы игрового мира. Активно их решает. В остальном личность вполне неопределенная. По архетипу Идейный авантюрист или один из вариантов Самого игрока.
Вариант 3. Благородный герой. Ничем не отличается от своего собрата из фэнтези. Обычно сохраняются даже атрибуты (шпага, маска или что-нибудь подобное). Достоинства и недостатки те же. Вариант 4. Изобретатель. В НФ мирах Изобретатели бывают разными. Основные подвиды Изобретатель упертый (Creator maniacalis), получающийся обычно из архетипов Изобретатель или Манчкин, Изобретатель сумасшедший (Creator dementis), возникающий из Клоуна или Психопата, иногда из Собственно игрока, Любимого героя или Извращенца и характеризующийся причудами и живым характером, и Изобретатель благородный (Creator nobilis), изобретающий во имя Прогресса, Человечества или еще чего-нибудь великого и прекрасного. Сайнс-фикшн более благодатная среда для Изобретателей, чем фэнтези, и целый сюжет может крутиться вокруг великих открытий и изобретений.
Вариант 5. Жертва аборта. По архетипу обычно Извращенец, реже Искатель приключений. Является продуктом современных технологий или экспериментов. Имеет технологически или иным образом развитые способности, отличающие его от нормальных людей(4). Обладает крайне оригинальным характером и образом мыслей.
Вариант 6. Свободный торговец. Профессиональный бизнесмен, обычно чуточку не в ладах с законом или могущественными организациями. Похож на Хана Соло из Star Wars. Авантюрист-профессионал до мозга костей, куда реже Собственно игрок или Манчкин. Выгода и деньги явный смысл его жизни. Впрочем, может быть не лишен идеалов или хотя бы сентиментальности.
Вариант 7. Супермен. Как правило Манчкин, куда реже представитель любого другого архетипа. Занимает ту же экологическую нишу, что и Бог в мирах фэнтези. Не блещет интеллектом, поминутно ссылается на свои сверхспособности(5), хочет, чтобы его воля была непререкаемым авторитетом для всех субъектов игры, включая мастера. Не следует путать с Благородным героем или Жертвой аборта, у которых тоже могут быть необычные способности, но они применяют их не для доказательства личной крутости.
Вариант 8. Хакер. Может появляться и существовать в тех мирах, где есть понятие компьютеров и виртуальной информации. Хакер частный случай Профессионала, помешанный на компьютерах и информационных средах. О них он знает ВСЕ. Как правило, игрок с таким персонажем хакер по жизни, так что тащит в сюжет все известные ему понятия и жаргон, изрядно перемешивая все это в кашу.
Категория 3. Историческое моделирование.В принципе, историческое моделирование очень мало чем отличается от фэнтези с точки зрения атрибутики. Уберите из фэнтези магию и монстров, добавьте побольше правдоподобия и вы получите типичную модель мира, пригодного для исторической игры. Можно сказать в целом, что с точки зрения ролевой игры историческое моделирование лежит на границе между более распространенными фэнтези и сайнс-фикшн, с уклоном в фэнтези.
Категория 4. Современность.Против ожидания, этот тип миров все больше распространяется в ролевых играх. Подчас они несут отпечаток НФ или фэнтези, иногда же корректно повторяют настоящее время (под настоящим временем здесь понимаются середина XIX середина XXI вв.). Очень разные по наполнению, эти сюжеты дают наибольший простор для деятельности Собственно игроков и Авантюристов-профессионалов. Как правило, не приходится напрягаться, выдумывая что-то оригинальное в качестве роли. Годятся также готовые персонажи из фэнтези и сайнс-фикшн, от Благородного героя до Супермена включительно. Однако, поскольку до сих пор все разработки по современным сценариям носили экспериментальный характер, сказать что-либо определенное по поводу типичных ролей в таких играх пока не представляется возможным. КОММЕНТАРИИ1. Системный класс в тех математических системах, где есть это понятие.
Copyleft © Alexander «Che» Kharchenko, 1998 |