ACCA-Fantasy

Литературно-ролевое издание. Интернет-версия

Оксана Романова

Сделайте нам красиво!

Пособие мастерам по изготовлению дешевого и эффектного игрового антуража

Часть 1

Итак, грядет игра, денег нет и не предвидится (в лучшем случае найдется десяток-другой честных игроков, которые оплатят свои заявки без назойливого выколачивания взноса). Между тем, задумано многое. Как выкрутиться и сделать игру антуражной, не только наполненной событиями, но и красивой внешне? Сдуем пыль с древних книг и извлечем на свет божий

Советы старого мастера

Монстры

Если вы задумали создать мир магии, полный чудовищ, нежити и прочих не вполне понятных существ, подумайте и о том, как игроки будут отличать этих Иных от простых людей.
Самый красивый и практичный способ: это маска. Фигурные маски из папье-маше, полностью или наполовину закрывающие лицо, производят незабываемое впечатление. Простые полумаски, удлиненные на щеках или с длинной нитяной бахромой по нижнему краю, также отлично скрывают черты лица, но мастер должен помнить, что мягкие маски чаще рвутся, растягиваются, сползают на нос или набок, сильно мешая игроку в боевой ситуации. Грим хорош для отыгрыша монстра во временной (проходной) роли, поскольку долго пребывать в гриме крайне вредно для кожи. К тому же мастер, предлагая использовать грим, должен озаботиться и средствами для снятия оного, потому что не всегда в походных условиях для снятия грима достаточно умыться с мылом (холодная и не вполне чистая вода только способствует забиванию театральной косметики глубоко в поры, что потом приводит к прыщам и аллергии). Самый простой способ обозначения монстра — опознавательные знаки (от повязок налобных и нарукавных до значков), однако этот способ таит в себе массу подвохов: игроки могут просто не заметить этих знаков, спутать цвета (скажем, зеленая лента означает дракона, синяя — крокодила, желтая — разумную мокрицу, лиловая — ходячий гриб... немудрено перепутать!); к тому же игрок видит лицо предполагаемого монстра, узнавая в нем, скажем, герцога Н. , и слухи о том, что Н. является оборотнем, немедленно ползут по полигону.
Теперь о том, как сделать все это великолепие.

Маски

Опыт прошедших игр подсказывает, что самые надежные и дешевые маски — это фигурное папье-маше. Хотя были опыты по изготовлению масок из «пенки» (отличаются крайней непрочностью, плохой воздухопроводимостью и невозможностью толкового раскрашивания), вымоченного и тисненого по форме гофрированного картона (непрочно, если не проклеить изнутри и снаружи тряпкой); попадались каркасные маски (обтянутые кожей, мехом или тканью каркасы из толстой проволоки или реек; выглядит эффектно, но для подвижной или боевой игры не годятся), прорезные маски из плотного картона (стандартные прорези должны быть высчитаны очень точно, поскольку у всех разные лица, а столь непрочный в сырую погоду материал имеет тенденцию «плыть» по лицу), маски из бинтов (удобно для отыгрыша мумий, чтобы не заматывать голову целиком, однако форму теряют уже за день, кроме того, материал очень рыхлый), из эпоксидного клея (красиво, но вредно для кожи, материал очень ломкий) и кожи (удобно, но дороговато; к тому же плохо пропускает воздух, и игрок быстро потеет).
Наиболее прочный вариант маски из папье-маше можно сделать по следующей технологии:
Клей ПВА (или ПВА-М), разведенный 1/2 водой, пластилиновая форма, сделанная на хоккейной пластиковой вратарской маске (высчитанные за десятилетия пропорции маски идеально подходят и для создания игровой модели); пластилин перед началом работы можно покрыть тонким слоем вазелина или жирного крема. Первый слой папье-маше состоит из мелких кусочков газетной бумаги, прилепленных прямо к пластилину без клея. Только после того, как вся поверхность маски облеплена газетными кусочками, можно сделать следующий слой на клею. Каждый клочок бумаги следует прижать к поверхности и пару раз провести по нему пальцем , чтобы убрать пузырьки воздуха (если этого не делать, папье-маше выйдет рыхлым и будет впитывать влагу). Третий слой сделайте из плотной бумаги (журнальной, писчей, может даже полукартона, вымоченного в воде). Этот слой следует приклеивать особенно тщательно и по возможности более густым клеем. Следующий слой — вновь газеты. Затем — мелко нарезанная тряпка или бинт, вымоченный в разведенном клею. Следите за тем, чтобы не появлялись складки. Ногтем или стеком подчеркивайте на каждом слое рельефные впадины, морщины, изгибы и выпуклости, чтобы они не пропали под слоями бумаги и ткани. При наклеивании кусков ткани на выпуклые формы срезайте ножницами «карманы» — кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют ненужную складку. Следующий слой за тканью — газеты, потом опять плотная бумага. Верхний, последний слой можно сделать из плотной белой размоченной бумаги или нарезанной белой ткани (не бинтов!). Когда клей схватится, смочите палец в воде и протрите стыки кусков бумаги на «лице» маски — неровности сотрутся мелкими катышками. Маска в 7-8 слоев обладает достаточной прочностью, чтобы выдержать перипетии игры, и в то же время легкая и «дышащая». Для большей надежности можно промазать маску... желатином (сварить крутое желе из простого желатина и промазать маску снаружи). Изнутри рекомендую проклеить маску чистой тканью, чтобы не было противно ее носить.
Если маска будет использоваться в боевых ситуациях (как маски зверей или агрессивных монстров), важным условием становится создание хорошего обзора для игрока. Чересчур маленькие отверстия для глаз перекрывают боковое зрение, что приводит к частичной потере ориентации во время боя. Оптимальный вариант — глазницы прорезать в сторону висков на 2-2.5 сантиметров больше, чем в хоккейной маске, в высоту прибавить 1 сантиметр, вниз — на усмотрение мастера (помните — маска все равно съезжает). Обязательно расширьте ноздри маски или, если таковых не запланировано, сделайте 4-6 отверстий диаметром 0.5-1 см. поближе к носовой части. Это не относится к полумаскам. Кстати, добрый мастер может подумать и о том, что некоторые несознательные игроки курят, не выходя из образа. Если ротовое отверстие маски слишком узко, можно сделать прорезь в углу рта под формат сигареты.

Чем и как раскрасить маску

Конечно, очень удобно красить маску пульверизатором. Особенно если у вас завалялись лишние баллончики с краской. Если же нет, то вы можете использовать масляные краски, разведя их на сиккативе (для быстрого высыхания и яркости цвета) — но перед этим вам следует промазать маски желатином 1-2 раза и дать им высохнуть. В противном случае масло впитается в папье-маше и будет вонять всю жизнь, а краски пожухнут. Самые простые краски — это гуашь. Добавьте в разведенную гуашь ПВА — краски не будут смываться под дождем. Еще неплохо было бы после высыхания красок густо полить маску лаком для волос (отечественный «Прелесть», любой недорогой лак) — это спасет краски от влаги и в то же время сохранит способность маски «дышать».
Старайтесь делать на маске как можно меньше украшений, если только не планируете, что их надо будет обдирать с монстра по ходу игры (скажем, рог единорога или глаз бихольдера можно сделать отдельно от самой маски и приклеить на готовую форму так, чтобы потеря в игре этой «съемной» детали не повредила маску). Помните, что приклеенные стразы, кусочки меха, красивые блестящие чешуйки имеют тенденцию отваливаться при продирании через лес или даже просто при перепаде температуры. К хорошо сделанному папье-маше отдельные детали можно пришивать, но после швы следует промазать ПВА.

Часть 2

Итак, идем этак мы по лесу отрядом паломников, терпя всевозможные лишения и неся ужасные потери в боях с жестокими разбойниками и волками. Вот замаячила заветная цель, священный город W. Мы из последних сил вваливаемся в гостеприимные ворота, отираем пот со лба и задаем первый вопрос: «Где же, где благословенный алтарь, к которому мы так стремились?!» И получаем небрежный ответ: «А вот там возле умывальника веревочкой пенек отгорожен...»
М-да. Давайте же подумаем, как создать украшение алтаря, храма, города или просто зажиточного дома, чтобы избежать подобных казусов.

Святилище и его интерьер

Одним из самых простых и эффектных способов сделать изваяние является папье-маше из «коробочного» картона. Гофрированный картон, коего в городе и даже в деревне всегда найдется немало, размачивается до состояния густой каши и измельчается. В это тесто добавьте ПВА (примерно 1/10 от количества воды) и тщательно размешайте. Эта масса послужит имитацией камня.
Возьмите пару пустых банок из-под пива, пустую большую бутылку из-под пепси или другого лимонада; для скульптуры с тонким рельефом придется использовать более жесткий каркас — например, стеклянную бутылку или старый тубус для чертежей. Почему мы советуем вам использовать именно пустую тару — тому несколько причин. Первая — несмотря на размеры, изваяние получится довольно легким; вторая — округлые формы банок и бутылок являются отличной основой для создания практически любого рельефа (если вам потребуется основа в виде квадрата, вы всегда можете использовать обычные коробки); и третья — в игре часто возникает проблема древних кладов: такую скульптуру мастер может использовать и в качестве хранилища для какого-нибудь артефакта или свитка.
Поставленные друг на друга пивные банки соедините пластилином; используйте этот каркас для изготовления изваяния. Из пластилина вылепите рельефы, знаки; если делаете фигуру существа, сделайте голову, руки и рельефные ноги (помните, что пластилин в данном случае никуда не вынимается, и потому слишком тонкие и выступающие детали могут просто отломиться при транспортировке — чтобы этого не случилось, для таких деталей используйте дополнительный каркас из проволоки. У вас получится пластилиновая модель с банками/бутылками внутри (помните: если вы собрались прятать внутри какую-то игровую вещь, надо это сделать заранее!!).
Теперь остается лишь густо обмазать модель тестом из картона (желательно проделать эту процедуру 2-3 раза, по мере подсыхания верхнего слоя) и поставить куда-нибудь на сухой сквознячок, но ни в коем случае не возле батареи! Иначе пластилин потечет, и модель потеряет форму раньше, чем высохнет клей.
Получившееся изваяние можно доработать ножом для обоев или (если вы уверены в своей аккуратности и координации) лезвием бритвы, покрасить или покрыть лаком, украсить стразами или блестками. Такую игрушку не стыдно поставить на игровой алтарь или во дворце, а главное — игроки будут с большей ответственностью хранить святыню, если она зрима и красива.

Теперь обратимся к случаю, когда вы — игрок и волею случая оказались в... э-э... не вполне подготовленной по части антуража игре. Если все на равных, можно и опустить попытки создать из лагеря что-то изысканное; однако сейчас, как правило, получается так, что некоторые команды завозят для оформления соей стоянки чуть ли не машины добра, в то время как другие (обычно, сборные) мотаются по всему полигону и клянчат хотя бы веревочку, чтобы обозначить стенки. Но выход можно найти в любой ситуации!
Наши леса, к сожалению, наполнены всевозможным мусором, главным из которого являются неразлагающиеся стеклянные бутылки. Игрок! Используй пороки своих современников вдумчиво!
Наберите 4-12-... бутылок, сдерите с них этикетки и наполовину вкопайте горлышками вниз в форме квадрата. По периметру соедините бутылки скотчем или той же веревкой — тогда на этот «табурет» можно даже садиться. Если бутылок набралось много, сделайте по тому же принципу «горку» — вкопайте четное количество бутылок, в промежутки между донышками вставьте горлышки следующей порции, скрепите скотчем, и — столько уровней вверх, сколько набралось тары. Помните только, что все верхние ряды должны состоять из бутылок равной длины и формы. Закрепляйте Горку как можно прочнее. На донышки разных уровней поставьте чайные свечи и полюбуйтесь, как красиво все блестит и переливается :-).
Хорошим средством для создания антуража является фольга. Возьмите с собой небольшой рулон обычной хозяйственной фольги — как правило, применение ей всегда находится даже на самых «навороченных» по части бутафории играх. Сделайте для своего игрового святилища каркас из жердей и оберните эти палки фольгой — храм будет виден издалека. Также фольга послужит отличным заменителем папье-маше в полевых условиях: сделайте форму из пластилина, покройте ее фольгой и разгладьте ногтем — получится «железный» рельеф, который можно поставить на алтаре или повесить над воротами. Крепить фольгу следует скотчем или тонкой проволокой или обматывать нитками — иначе она «разворачивается», и утром вы застаете только серебристую чешую, осыпавшуюся со стен святилища.
Необходимый антураж создают также изысканные светильники из консервных банок или пластиковых бутылок (срежьте верхнюю жесткую часть ножом, тонкие стенки разрежьте полосками или зубцами, выгните венчиком — для пластиковой бутылки это делается тем же ножом, подобно тому, как завивают бумажную ленту). Подвесьте их на проволоке или гнутых гвоздях во храме, зажгите свечи и приглашайте паломников.
Еще один способ изготовления антуражных подсвечников родился на полигоне, полном подгнивающего леса. У относительно трухлявого полена лучше всего сохраняется кора и прилегающие к ней слои древесины; иногда сердцевину небольшого полена можно легко вычистить. Остальное — дело рук умельцев: из полых деревянных труб можно вырезать ножом маски или фигуры, можно просто прорезать несколько больших отверстий и украсить изделие фольгой (если никто таковой не захватил, можно всегда взять фольгу из сигаретных пачек). Внутрь ставится обычная консервная банка со свечой или просто с жиром, который можно поджечь (в этом случае светильник, конечно, довольно быстро загорается сам; но выглядит это эффектно).
Также в гнилых стояках немало гнилушек, светящихся в темноте — используйте их как ночное украшение храма!
Очень симпатичные и легкие елочные игрушки из пластиковой фольги пригодятся для оформления фэнтезийного храма (особенно «шишки», которые можно насадить на жерди ограды). Оставшийся от новогодних безумств «дождик» украсит сам алтарь.
Другие способы имитации материалов: при наличии клея и краски на игре можно превратить тот же пенек в пьедестал из диковинного камня с помощью песка или гранитной крошки. Очистите пенек от коры и луба, смажьте его клеем и посыпьте песком или крошкой (можно просто набрать горсть песка и прикладывать рукой — так песочный слой будет гуще), потом покрасьте. Можно и просто покрасить очищенное дерево — тогда алтарь будет гладким. Используйте другие «дары» цивилизации, щедро рассыпанные в лесах: крышки от кастрюль, листы железа, канистры, сетки и прочая (то, что в лесу можно найти все, что угодно, подсказывает многолетний опыт. Однажды даже был обнаружен мешок, полный «Сникерсов») . Не забывайте, что все грязное можно отмыть, почистить и превратить в нечто оригинальное. Не забывайте также после игры избавить лес от собранного вами мусора, сжигая все, что горит, и закапывая в помойки то, что должно сгнить.
Отличные философские композиции получаются из природных материалов — очистите и поставьте на алтарь красивую корягу, изгибы которой напоминают человека, спрута или кентавра. Найдите небольшой валун, распишите его красками (простой черной тушью, например) — он будет отличным украшением алтаря. В лесу всегда найдется емкость, в которую можно налить воды — вкопайте ее у алтаря, наполните водой и запустите плавать пару-тройку свечей. Даже простые букеты и венки из травы могут создать атмосферу священного покоя и просто ощущение того, что хозяева присматривают за своим храмом. Одна из самых удачных композиций, созданных нами на игре, была тема «Свет-Тень» в храме Ангмара на ХИ-93: сам храм-алтарь был построен в виде высокой пирамидальной конструкции из жердей, с трех сторон обтянут фольгой (таким образом, он отражал свет, горящий внутри); сверху свисал букет из ромашек головками вниз, снизу стоял большой куст черной омелы; два долбленых светильника в виде черепов горели по сторонам, перед алтарем стояла чаша (вогнутое дорожное зеркало), наполненная подкрашенной водой и горящими свечами. На изготовление храма и его антуража ушло около 2 часов доигрового времени (включая светильники). Но это стоило свеч — в должно оформленном месте игрокам приятнее собираться и проще почувствовать себя «в атмосфере» происходящего.

Часть 3

Постоянная проблема мастера — как подать информацию в игру, не нарушая при этом ни атмосферы, ни уклада жизни персонажей, и тем более не выдавая свое «божественное» эго. Довольно распространенный способ — свитки, рукописи и библиотеки, поскольку письма и записки можно подбрасывать кому угодно в неограниченном количестве. Но как отличить самописный опус на обрывке тетрадного листка в клеточку от великой магической книги? Этой проблеме и посвящена очередная глава.

Великая библиотека магистра и рукопись, найденная в...

Существует несколько простых и быстрых способов создать игровую книгу. Те распечатки, которые вы делаете для игроков, следует подготовить примерно в таком формате: односторонняя печать тем шрифтом, который соответствует вашей игре и статусу книги (готический, «арабская» вязь, кельтика, древнерусский или красивый рукописный шрифт — все это нетрудно найти), притом размером около 20 и желательно с двойным интервалом, оставляя с обеих сторон поля в 2-3 сантиметра. Если у вас найдется тонированная бумага — будет замечательно. Однако специальная тонированная бумага стоит довольно дорого; для «древних» книг можно набрать бесплатной оберточной бумаги коричневого цвета и поганого качества, которой прокладывают пачки с хорошей писчей бумагой или нарезают листами от больших рулонов прямо в магазинах. Разумеется, в лазерный принтер это запихивать не следует; однако старый добрый матричный прекрасно берет такую бумагу. Чтобы сделать шрифт поярче и избежать матричного крапа, возьмите лист копирки, положите на оберточную бумагу, а сверху — любой черновой листок, и печатайте «бутербродом» — копирка сделает текст ярким и читабельным. Черновой лист и копирку можно использовать очень долго — матричный принтер не будет вас за это бранить. Методом «бутерброда» мы печатали даже на папиросной бумаге, имитируя папирусные рукописи.
Полученный текст сложите по порядку, чтобы в дальнейшем было удобнее работать и чтобы не возникло накладок в процессе работы.
Вторая часть книжной эпопеи — сбор коробочного гофрированного картона (чем больше, тем лучше). Разрежьте листы по формату А4+2-3 см с каждого края. Возьмите великое изобретение человечества под названием Дырокол и пробейте на одной стороне каждого куска 3-4 дырки (следите, чтобы дырки были расположены примерно одинаково), потом сложите куски картона и проденьте шнур в дыры сначала в одну сторону, потом в другую, чтобы оба конца оказались с одной стороны. Каким-нибудь ножиком (желательно тупой стороной) прочертите сгибы на картоне на расстоянии 1 см от дырок, чтобы страницы потом можно было перелистывать без проблем. Первая и последняя «страницы» будут обложкой книги, а внутренних страниц должно быть не меньше, чем распечатанных листов. При желании можно заполнить лишние страницы распечатками рисунков.
Возьмите жидко разведенный ПВА или хороший конторский клей (карандаш не рекомендуется, потому что от влажности он часто теряет клейкость, и все страницы отвалятся) и аккуратно вклейте в книгу ваши распечатки (со 2-й страницы и далее).
На кризисный случай, если вы что-то не рассчитали и картонных страниц не хватило, помните: гофрированный картон хорош тем, что он состоит из 2х слоев. Аккуратно разделите страницы надвое и удалите гофрированную прослойку — так вы умножите количество страниц.
Обложка будет зависеть от значимости книги для игры. «Серийные» книжки (если у вас много одинаковых библиотек по стоянкам) могут вообще особо не оформляться — или покрасьте их несмываемой тушью. Более ценные экземпляры можно: оклеивать тканью или кожей, самоклеющейся пленкой или оберточной подарочной бумагой; украсить железными уголками (в любом галантерейном магазине вы найдете такие уголки для кожаных воротников и поясов, по грошовой цене); навесить на них замки (китайские «сумочные» замочки стоят недорого, к ним прилагаются 2-3 ключа, что повысит секретность книги); нашить или приклеить стразы; сделать тиснение с помощью толстой проволоки и пресса. Корешок заклеивается кожезаменителем или плотной тканью.
Картонная книга помогает решить древнюю проблему игроков: как сделать так, чтобы какой-нибудь «грамотей» не зачитал в карман всю библиотеку и не ушел с нею в глухие леса. Согласитесь, «забыть» в кармане или сумке книгу-фолио трудно. А если их несколько, то унести библиотеку становится крайне сложно. Равно как искать нужную инкунабулу будет легче.
Другой способ создания книги — «восточный» метод: распечатки делаются на рулонной бумаге (или склеиваются в стык), и к обоим концам свитка приклеиваются картонные трубки (их бывает много в тех учреждениях, которые пользуются принтерной рулонной бумагой — это сердцевинка). Свиток сворачивается с двух сторон, накручиваясь на трубки, которые потом соединяют толстым шнуром, пропущенным через отверстия трубок. Настоятельно рекомендуется шнур к одной из трубок приклеить, чтобы в процессе игры он не потерялся. Такие книги могут быть разного формата и не нуждаются в дополнительном оформлении — хотя нитяные кисточки, оклеенные золотой фольгой выступающие края трубок и коробка-футляр, без сомнения, украсят книгу и повысят ее ценность.
Еще один способ создания книги — сшивной метод. Для него требуются листы формата А3, поэтому особенно дешевым его не назовешь. Однако такие книги пригодятся для создания в игре летописей или иного рукописного творчества. Листы складываются пополам. Гофрированный картон режется на полоски по длине сложенного листа и шириной 3 см. Вложите одну полоску внутрь сложенного листа, а другую — на сгиб снаружи. Пробейте дыроколом или проколите шилом несколько дырок. Несколько таких листов и картонных прослоек сшейте суровой нитью по отверстиям и промажьте по корешку ПВА. Обложку придется делать отдельно, причем первый и последний листок вы приклеиваете прямо к этой обложке, закрывая сгибы ткани или бумаги, которыми вы ее обтянули. Корешок книги вы делаете на обложке до того, как соедините ее с телом книги, стараясь, чтобы он не был шире толщины книги. Картонные прослойки создадут необходимую толщину, и хотя сама книжка не будет богата страницами, ощущение ее наполненности будет присутствовать.
Наличие таких книг так или иначе вынуждает игроков заботиться об их сохранности и придает игре «летописцев» особый шарм. Не говоря уж о чародеях — тут реальная ощутимая колдовская книга просто необходима для создания магического антуража. Приятнее видеть возле костра чародея, погруженного в чтение настоящей книги, чем судорожно перебирающего клочки бумаги в поисках нужного заклинания.

Отдельная строка повествования — свитки и письма. Изготовление свитка не составляет большой проблемы; все упирается лишь в проблему запечатывания. Часто свитки используются в играх фэнтезийной направленности как способ прочесть заклинание; разумеется, после применения свиток уничтожается, поэтому таких текстов приходится готовить очень и очень много. Хороший способ сделать свиток «самоуничтожающимся» — сворачивать его в трубочку и заклеивать тонкой полоской цветного скотча или цветной бумаги. Чтобы прочесть заклинание, «печать» придется сорвать, и вторично свиток не удастся использовать. Более того, это позволит сэкономить на распечатках, потому что использованные бумажки маг на стоянке может отдать техмастеру, который снова сможет их запечатать.
Письма на игре составляют некоторую проблему психологического характера. Дело в том, что современные игроки во многом утратили привычку к эпистолярному жанру или работают с письмами только на компьютере. Очень трудно в этих случаях преодолеть сложившийся сленг и стиль послания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем мастерам на играх, связанных с большим количеством дипломатии, внутренних интриг или просто довлеющей массы аристократии ввести в командах должность писаря — человека, более-менее сведущего в ремесле, грамотного и стильного, могущего подать невнятные указания своего лорда-конунга-князя-сеньора в должном оформлении.
Что касается формы письма, то свиточный вариант был распространен только в сочетании с футляром, и запечатывался не только свиток, но и сам футляр. На прямоугольное письмо можно поставить гораздо больше защитных штучек, чем на свиток. Как правило, это обвязка крестом с обязательными печатями на пересечении шнуров, двойная печать по краям или с «открывашкой» — куском втиснутого в сургуч шнура, который соединял края письма. Сами письма складывали в зависимости от степени секретности треугольником (как позже военные письма), квадратом с углами, загнутыми к центру (такое письмо заворачивали во второй слой) или втрое или вчетверо, оставляя края незамкнутыми и, в принципе, доступными для постороннего взора.
На игре сургуч обычно заменяют воском, а точнее, парафином хозяйственных свечек. В результате на бумаге образуется жирное пятно, на месте которого проступает текст (и того хуже — расплываются чернила шариковых ручек, которыми обычно все это и пишется), а сама печать отваливается. Для игроков, которые готовятся на роли аристократов, мы можем посоветовать приобрести отечественные восковые мелки — они хорошо плавятся, не дают жирного пятна и, благодаря красителю, выглядят весьма стильно. Если нет времени, денег и желания — рекомендуем расплавленный воск свечи смешать с мукой (на дне мешков с рисом или макаронами можно немного наскрести) или тонким пеплом — это немного пригасит жир,— и капать на бумагу только тогда, когда капля станет тягучей, вязкой. Восковая печать очень хрупка и требует бережного отношения гонца, так что в 99% случаев адресат так и не узнает, читал ли кто-нибудь посторонний по дороге это тайное послание — когда письмо попадает к адресату в руки, печать превращается в смазанное крошево.
Поэтому для секретных донесений мы все-таки рекомендуем футляры — плоские или тубусообразные маленькие коробочки, которые гонец может положить в мешок или прицепить к поясу.

Стильность письма также определяется методом его написания. Если вы используете синюю шариковую ручку и пишете левой рукой на правой коленке соседа, будьте уверены в том, что половину вашего послания никто не сумеет разобрать. Разумеется, добиваться от игрока каллиграфического почерка никто не будет (хотя и жаль :-)), но постарайтесь хотя бы писать аккуратно. Эффект каллиграфического пера создает маркер с плоским скошенным жалом (только не выбирайте слишком широкий, иначе придется писать огромными буквами) или плакатное перо — но чтобы быстро писать последним, требуется терпение и некоторый доигровой навык. Правильное оформление «тела» письма также придает бумажке особый смысл и творит часть игровой атмосферы. При написании официального документа, послания одной титулованной особы к другой, не забудьте указать хотя бы один из титулов адресата. Вышестоящий по рангу упоминается первым (например: «Его преосвященство кардинал Валенсии — к монсеньору барону Тирскому» или «Его преосвященству кардиналу Валенсии — от барона Тирского») в «шапке» письма, которая пишется на уровне обычного заголовка, а не так, как в нынешних заявлениях. Если удается вывести игровое число и год, впишите его вместе с подписью — это поможет потом в игре («Вы прислали мне свой отряд только в мае, а я писал вам письмо аж в сентябре! И вы еще считаете себя моим союзником?!»). Писарь также оставляет свой автограф в самом конце письма — чтобы адресат знал, кого упрекать за возможные описки и двусмысленности. Хорошие писари были посвящены в государственные и личные тайны монархов и были весьма почитаемы. Хотя и жили, опасаясь нежданного удара исподтишка за то, что знают слишком много.
И последнее, что хочется сказать мастерам и игрокам — не поленитесь взять на игру несколько листов простой белой нелинованной бумаги, чтобы потом не пришлось клянчить по всему полигону клочки тетрадных листов или обрывки правил для своих писем.

Часть 4

Это — последняя глава нашего пособия для Мастеров Самоделкиных, рожденная после прочтения нескольких форумных баталий на игровых сайтах. И посвящена она некоторым вопросам технологии игрового костюма.
Великолепие парчи и шелков, бархата и шифона, сверкающих всеми красками мира в лучах благодатного солнца, тяжелые стяги с вышитыми гербами, подбитые мехами мантии скользят по зеленой траве... Игровая идиллия парада! Но вот парад завершается, и команды расходятся-разбредаются по своим стоянкам, продираясь через кусты и бурелом, болотца и песчаные овражки, цепляясь за смолистые стволы сосен и елей. Истошный вопль красавицы, чей воздушный наряд изуродовал сноп искр, вырвавшихся из мокрого полена. Намокшие до самого клея сапоги не натягиваются на ноги. Кто-то ползает по земле, собирая порвавшийся кольчужный пояс. Осыпаются блестки, тускнеют промокшие шелка, бархат полон пуха иван-чая, колючих семян травы и смоляных комков, на знаменах потекли краски, подолы белых юбок окрасились зеленым соком и болотной грязью. Печальное зрелище представляет собой большая часть игроков на третий-четвертый день! А ведь многих проблем можно было избежать.

Фальшивая красота,
или
Я сам обманываться рад

Оговоримся сразу — эти тезисы касаются тех, кто сам прикладывает руку к своему костюму, а не покупает готовый и не заказывает его у тети Мани или сестры жены знакомого по асе. Ибо в последнее время последних становится все больше.
Итак, собрались вы шить игровой костюм. Первый позыв — почти реконструкторский — сделать все как на исторической картинке. Тут-то мы и сталкиваемся с первой насущной проблемой — большую часть исторических костюмов трудно носить: а) в лесу; б) при плохой погоде; в) в силу современного телосложения; г) в силу примитивной привычки. 98% игроков не могут жить без карманов (каковые были придуманы довольно поздно), без нижнего белья, через час сойдут с ума под настоящей паранджой, изжарятся в доспехе, надетом на полный комплект подкольчужного барахла — ну и так далее. Невозможно сделать ножку российской девушки китайским «лотосом» на одну игру. Невозможно в три дня привыкнуть к корсету в его полном «боевом» оснащении. Невозможно за день выправить осанку, приучить человека приподнимать полы длинной одежды при проходе через пороги или болото, подхватывать шлейф своей сеньоры и не наступать на подол соседки; невозможно научить человека беречь свою и чужую одежду, если он не научился этому до сих пор. Тем более обидно, когда страдает вещь дорогая.
Упрощайте конструкцию — оставляйте только силуэт, главные линии костюма. Универсальный предмет одежды — туника (длинная или короткая, зависит от игры). Для девушек туника с празднично украшенным воротом или декольтированная и обшитая кружевом может стать нижним платьем — это пригодится, если возникнет необходимость смены костюма (например, после гибели прежнего персонажа). Подробнее о возможностях смены костюма — чуть позже. Капюшон хорошо делать съемным — пришивным или капюшоном-шапкой, это разнообразит возможности вашего костюма. Если костюм требует кружевных манжетов, пришивайте их не к краю рукава, а к основанию манжета — это сбережет кружева от грязи и копоти, когда вы задумаете подбросить в костер полено или будете искать что-нибудь на земле. Могучая вещь — подкладка! Если есть возможность, сделайте свой плащ двуслойным, притом хотя бы один из слоев — плащевкой-пропиткой. Такой плащ пригодится на любой игре (кроме конкретных реконструкторских мероприятий) и поможет вам быстро поменять облик, просто вывернув накидку наизнанку. Корсажная лента, подшитая к подолу длинной одежды (рясы, платья, юбки), убережет подол от истирания и разрывов (в случае, если кто встанет на него ???). Не пришивайте к подолу или штанинам разрозненные бусины и блестки! Если уж приспичит, то купите в галантерее специальные фальшивые низки пластиковых бус — они достаточно прочны и в то же время дешевы. Потерять один-два пластиковых шарика не так обидно, как бусины хорошей бижутерии. Красивые стразы и бусины пришивайте к верхам костюма — и в глаза бросается, и антураж создает. Тут уместно вспомнить методику Портоса — расшитую часть перевязи выставить на всеобщее обозрение, а простую кожу спрятать под плащ. Экономьте, господа!
Совет неопытным в шитье людям: прежде чем покупать двенадцать метров ткани на платье, выясните, насколько эта ткань линяет и садится. Если возможно — в магазине бывают ленточки-образцы, потрите приглянувшийся образец влажной ватной палочкой и посмотрите, не осталось ли краски. Если такой возможности нет — максимально вежливо, но настойчиво допросите продавца; объясните, что вам из этого делать платье для аллергика, поэтому особенно важно, чтобы ткань активно не линяла. Довод про аллергиков или детей обычно помогает разговорить продавца в нужном направлении. Аналогично узнайте о нитках, не потекут ли яркие краски при первом дожде (тут про аллергиков говорить не надо, можете сослаться на крайне дорогую ткань, которую вам доверила мама под очень большую ответственность, поэтому нельзя испортить линяющими нитками... и так далее). Не покупайте китайские ниточные наборы! Их можно взять лишь на крайний случай уже в лесу — когда и потерять не обидно, и срочно надо сделать пару стежков.
Для корсета имитацию китового уса можно сделать из старой стальной рулетки, нарубив ее на куски по 15-20 сантиметров. Прострачивая подкладку корсета, оставьте «кармашки» для этих пластинок в пропорции: на спине — 3 штуки с интервалом 5-7 см.; по бокам — 1 (можно по 2); на животе — 4-5 штук с интервалом 5 см.; остальное пространство корсета можно не «поддерживать» — форма все равно сохранится.
Фальшивая вышивка украсит ваш костюм не хуже настоящей. Берем кусок гобеленовой ткани или другой (кроме сильно садящихся!), вырезаем понравившийся рисунок с запасом по краям 1-1,5 см, приметываем к костюму. Если узор на своем месте: либо приклеиваем его с помощью клеевого флизелина (это теперь есть в каждой лавке, торгующей швейным товаром), либо пристрачиваем через тесьму, прикрывая ею «запасную кромку». Либо и то, и другое сразу. Узоры из тесьмы могут имитировать кружево и вышивку. Можно заранее сложить и сшить такой узор, а потом пристрочить его к костюму. Это идеальное украшение для манжетов, рукавов, фалд и подолов — достаточно плотное, чтобы не порваться, легко чинимое в походных условиях и (что немаловажно) стираемое.
Псевдо-тесьма еще более экономит средства. Делается густая смесь из резинового клея и порошковой бронзовки, заправляется в большой шприц (без иглы, разумеется) и, как крем в кондитерской, выдавливается узорами на ткань. После чего все это лежит и сохнет пару-тройку дней. Чтобы проверить готовность, приложите сначала кусок калечки к узору и осторожно придавите пальцем. Если на кальке останется клеевой след — оставьте дальше сохнуть.
Трафарет — для умелых рук весьма изысканный способ украсить костюм. Трафаретные набивки отлично смотрятся на бархате, матовых тканях и шелках. Если вы делаете черный, красный, синий или зеленый узор на цветном фоне, в качестве краски можно взять несмываемую чертежную тушь. Наложите трафарет, тампоном, смоченным в туши, нанесите узор, дайте подсохнуть, снимите трафарет и прогладьте рисунок через кальку горячим утюгом. Не забудьте перед употреблением встряхнуть флакон с тушью! (А еще лучше — слейте половину флакона в какую-нибудь баночку и работайте с осадком). Другие цветные краски для набивки придется делать по технологии батика (или, самый грубый способ, — смешав гуашь или темперу с казеиновым клеем. Такой узор после засыхания нужно легонько помять в руках и снять комки). Отлично смотрятся набивки, сделанные густо разведенными серебрянкой и бронзовкой. А для тех, кто считает, что такой способ украшения костюма — жалкая дешевка, напомню, что набивка — всемирно распространенный исторический метод росписи тканей.
Клеевая (насыпная) аппликация — по трафарету поролоновым тампоном наносится резиновый клей; не снимая трафарета, узор посыпается мелкими блестками или сухой бронзовой/серебряной краской (после подсыхания клея остатки аккуратно снимаются пылесосом, ни в коем случае не смахиваются руками! В противном случае узор может размазаться, а порошок въестся в руки и ткань). Трафарет снимается, когда клей загустеет, но еще не начнет сохнуть. После этого вы можете протереть трафарет сухой тряпкой и наносить следующий узор. Резиновый клей сохнет не менее суток, но зато аппликация получится довольно стойкой к влаге и прочим внешним воздействиям. Клеевая аппликация — основной метод украшения современных «дискотечных» футболок и блузок, всем хорошо известный прием.
Широкая вышивка — вышивка сутажем, имитирующая нитяную. Хороша тем, что узор выкладывается в один стежок, без закрепляющих.
Бриллиантовые пуговицы — отличная пластиковая имитация стразов, к тому же снабженная петелькой для пришивания, а не металлическим кастом, который иногда невозможно поставить на кожу или ткань.
Нашивки из чеканки — для увлекающихся этим прикладным искусством или их знакомых.
Узоры на кожаных деталях туалета можно сделать с помощью прибора для выжигания по дереву (вонища в доме будет стоять необычайная, но результат себя оправдывает). Главное — выдерживать единую толщину линии. На светлых кожах этот узор потом можно тонировать той же несмываемой тушью, подсыхающим фломастером или золотым маркером для стекла. На темных кожах — только золотым или серебряным маркером (гелевой ручкой). Мы уверены, что у бывалых швей и портных игровых костюмов есть немало хитростей для изготовления различных деталей туалета — так не стесняйтесь спрашивать друзей!

Смена костюма в игре — вещь крайне нужная и всегда актуальная. Наша задача — сделать ее максимально простой, не вынуждая игроков тащить с собой два рюкзака шмоток. Несколько советов о том, как «превратить брюки в элегантные шорты».
Выше уже говорилось о пользе плащей-перевертышей. То же касается жилетов (светлый жилет на темной подкладке для дневных странствий, вывернутый — для ночных) и безрукавок.
Туника как нижнее платье — достаточно плотная ткань позволит вам, сняв верхнюю юбку и украсив поясом или корсетом тунику, превратить ее в новый наряд. Сборная на нить несшивная юбка (метод занавески :-)) может также быть двухслойной: вывернув ее, получаем другое платье. Таким же методом сделайте пару накладных рукавов: присборивая или распуская их на нити, подворачивая фонариком края рукава, можно получать совершенно разные силуэты костюма. Фальшивое кружево в несколько слоев из канвы или тканевой сетки, украшенное бисером, можно также собрать на нити или тесьму. Надев такой воротник и манжеты, вы создадите видимость богатого костюма. Сменив пояс на платок — сделаете костюм бедняка. Фальшивое рубище — треугольный кусок дерюжной мешковины, протертый местами с помощью крупной терки. Повяжите его вместо пояса так, чтобы оно покрывало одно бедро и клочьями свисало на другом — эффект нищего обеспечен (разумеется, если вы не додумались повязать его на шитый золотом камзол! :-)). Равно как косо срезанный угол мешка создает отличный нищенский капюшон.
Богатая обувь (при условии, что у вас имеется игровая или похожая на игровую обувка) создается с помощью пары украшенных бантами и пуговицами-стразами пряжек. На ремешках, пропущенных через пряжку и каблук как шпора, они легко закрепляются на ноге и так же легко удаляются в случае большой грязи или смены костюма. Для парусиновых туфель вместо пряжек можно использовать пару одинаковых брошей или розетки из лент, пришитые к невидимкам.
Важная деталь смены образа, о которой многие забывают — прическа. Изменив силуэт прически, вы удивительным образом преобразитесь, сами того не замечая. Это касается также мужчин и женщин с короткими стрижками. Наденьте (или снимите, если носили раньше) ленту-хайратник или головной платок; зачешите волосы мокрой расческой иначе, чем раньше; сделайте начес; для людей с челкой — уберите ее со лба с помощью ленты или заколок.
Накладки — в современных ларьках продаются фальшивые локоны разных цветов, как собранные на резинку в «хвост», так и штучные, на невидимке. Их легко использовать и легко носить с собой. Накладки из искусственного волоса стоят недорого.
Боевая раскраска, или косметика-грим — о дамах не говорю, они и так прекрасно справятся с созданием нового лица; но мужчина может попросить их нарисовать на своем благородном челе карандашом для бровей несколько морщин или шрам, углубить носогубные складки, сделать ямочку на подбородке, удлиннить или расширить линию бровей — косметический карандаш во сто крат менее опасен для кожи, чем театральный грим, легко удаляется молочком или одеколоном, а эффект от такой гримировки весьма запоминающийся. Грим для монстров и зомби легко сделать из косметических масок — глиняных, пленочных и т.п. Глиняные после подсыхания дают эффект потрескавшейся кожи; пленочные — неестественную гладкость лица с «андроидным» пластмассовым блеском или эффект слезающей клочьями кожи. Внимание! Эти маски-грим рекомендуются только для отыгрыша мастерских монстров с периодом жизни час-два, поскольку более длительное ношение грима может привести к раздражению на коже.
«Татуировка» хорошо наносится тонким (1; 0,5) фломастером или гелевой ручкой на обезжиренную одеколоном или спиртом кожу. Снимается также одеколоном или спиртом, после чего кожу неплохо протереть каким-либо увлажняющим кремом.
Полезная штука — детские серьги-липучки, разноцветные и разные по форме клейкие кусочки пластика. Из них можно составлять узоры на лице, использовать в качестве клейма — и так далее. Опять же, прежде чем клеить такую игрушку, рекомендуем слегка обезжирить точку, которую собрались украшать. Чем более грязно и жирно ваше лицо, тем быстрее вы потеряете липучку.
И последний пункт, который, по-хорошему, должен был бы стать первым: культура ношения костюма.
Беда большинства нынешних молодых актеров состоит в том, что они утратили чувство костюма. Среди поколения, выросшего в джинсах и косухах мало кто способен правильно носить фрак или гусарский мундир, подчинить тело кринолину или шнуровке. Это с горечью констатируют режиссеры. То же в полной (и даже большей!) мере касается ролевиков. Многие полагают, что самого наличия костюма достаточно, чтобы прочувствовать эпоху, наполнить игру антуражностью и зрелищностью. Уверяем вас, что это не так. Нет ничего смешнее бодро смолящей цигарку «благородной синьоры» или священника, наступающего на подол собственной рясы. Сутулые фрейлины и принцессы, расхристанные герцоги, военачальники с распущенными ремнями, съехавшими на задницу ножнами, поиски аусвайса в кармане джинсов, скрывающихся под шелковой юбкой — это не антураж, а пародия на него. Печальный, но бесконечно повторяющийся пример: галантный кавалер подает руку даме, не замечая при этом, что рука эта покрыта сажей и тушеночным жиром. Приятно ли даме опираться на эту руку? А придется, ибо такова роль.
Оправдание костюма — это первая задача на антуражной игре; первая, потому что она задает тон вашего первого появления в игре, первого выхода в свет. Вас встречают по одежке — и по внешнему проявлению. Когда вы создадите свой костюм, поучитесь ходить в нем по дому; потратьте на это не пару минут примерки, а пару-тройку дней, все доступное свободное время. Это поможет вам научиться выполнять простые работы естественно, не мучаясь с проблемой рукавов, подолов и плащей. Если вы планируете на игре носить меч, походите с мечом на поясе: научитесь проходить в двери, не задевая их оружием; садиться непринужденно, не шаря мечом по земле в поисках наиболее удобного положения. Если у вас есть плащ, научитесь не только эффектно «развевать его по ветру», но набрасывать его на руку, прежде чем протянуть руку даме; отбрасывать его края при посадке, чтобы не помять; даже закутываться в плащ надо учиться, чтобы на игре не превратиться в спеленутую мумию или не дрожать от холода, пожертвовав теплом тела ради эффектного расположения складок плаща по земле. Тем, кому предстоит носить длинную одежду, следует тренироваться в «заднем ходе» и переходе через небольшие препятствия — притом до автоматизма, чтобы в игре на подъеме в гору или в паникующей толпе вы легко сохраняли естественную мобильность.

Несколько методов исправления осанки и отработки характерной походки (из театральных школ Запада и Востока). Ровная походка вырабатывается с помощью книги, лежащей на голове. Попробуйте ходить, садиться и вставать, не роняя книгу; постарайтесь, чтобы ваше тело запомнило эти ощущения (хотя такие упражнения полезны и в обычной повседневной жизни) и вызовите их на игре. Женская походка (при условии, что современные девушки в штанах ходят чаще, чем в платьях, тоже полезно вспомнить): западный метод — походка от бедра, ступни ставятся по одной нити с интервалом не больше длины стопы; восточный метод — в коленях зажимается спичечный коробок и отрабатывается походка «стопа в стопу», без интервала. Помните — короткий шаг украсит вашу походку и сделает ее более женственной. Незачем скакать галопом по лесу в длинном платье. Попробуйте ощутить себя вазой, до краев наполненной водой; ваша задача — не расплескать эту воду, идти ровно, выбирая лучшую дорогу, оптимальный для вашего достоинства маршрут (а не проламываться в дебри за шальным следопытом, который всегда идет напрямик, не спрашивая вашего мнения).
Мужчинам отработать осанку (или хотя бы память о ней :-)) легче с помощью линейки, привязанной или приклеенной пластырем между лопаток. Всякий раз, как вы надумаете сгорбиться или скривить позвоночник, линейка напомнит вам об этом и вынудит держать спину ровно. Постарайтесь контролировать свое тело в процессе игры: как бы вы ни устали, не поддавайтесь соблазну сгорбиться и «побыть самим собой» — единожды дав слабину, ваше тело откажется соблюдать дисциплину осанки.
Самый трудный совет: вылезая утречком из палатки, прежде чем натянуть игровой костюм и пуститься в странствия, не поленитесь размять кости и прежде всего — спину. Иначе измученное ночными неудобствами тело так и скукожится на весь день в объеме вашего костюма, стирая всякое воспоминание о величавости персонажа.
Один из лучших методов обживания костюма — характерные и бальные танцы. Если до игры у вас есть возможность потанцевать в костюмах, то вы получите ценнейший опыт активной деятельности в непривычной одежде.
В заключение хочется пожелать игрокам любить собственный и чужой труд, научиться чувствовать вещь и материал, из которого она создана; научиться доверять воображению больше, чем зрению и осязанию — неважно, из какой дерюги сделан мой королевский костюм, если он выглядит и носится по-королевски. Никакие деньги не дадут вам больше, чем может дать фантазия; гиперреализм убивает дух игры. Ваше воображение — вот та ткань, которая лежит в основе всякого творчества; вот то, что создает красоту.


Вернуться на страничку «Ролевые игры»

Хостинг от uCoz