|
|
ЭлвирОсновы стихосложения и их применение в практической магииЭта статья написана господином Элентиром, советником при Дол-Гулдурской
школе магии, в качестве учебного пособия для начинающих магов.
Как известно, основой магии являются заклинания. Заклинания же
составляются в стихотворной форме, ибо природа слова такова, что слово,
подчиненное ритму и размеру, способно влиять на силы этого мира и
подчинять их воле мага. Разумеется, в устах человека, магической силой не
наделенного, заклятие бездейственно, ибо одно лишь слово само по себе не
способно подчинять стихии и души.
Основные размерыНаиболее распространенной в наших краях является силлабо-тоническая система стихосложения, основанная на повторении ударных слогов, чередующихся с безударными. Размеры, в которых один ударный слог чередуется с одним безударным, называются двусложными; размеры, в которых ударный слог чередуется с двумя безударными, называется трехсложным. Сочетание ударного слога с присобаченными к нему безударными называется стопой. В соответствии с тем, в каком порядке чередуются ударные и безударные слоги, существует пять основных размеров. Схемы мы тут рисовать не станем ну их на фиг. Есть простой способ определять размер: по хорошему русскому имени «Иван». Это имя замечательно тем, что в нем содержатся все пять размеров. Итак: 1) Хорей ударный слог/безударный: Ваня-ваня-ваня-ваня...
Эльфы пьют, бакланы смотрят, Похоже?
Ни о чем не спросишь Это понятно? Если понятно, поехали дальше. 2) Ямб: безударный слог/ударный. Самый распространенный размер. Звучит: Иван-иван-иван-иван... Чем меньше женщину мы любим, А в ямбе после последнего ударного слога может приставляться еще один безударный: «Чем меньше женщину мы лю-бим»... Это все были размеры двусложные. Дальше пошли трехсложные. 3) Дактиль: ударный/безударный/безударный. Потому и называется «дактиль» «палец»: три фаланги, первая с ногтем, а две другие без. Звучит так: Ванечка-ванечка-ванечка...
Если б мы знали, какие дороги Тут, соответственно, последние безударные слоги тоже могут усекаться один, или даже оба. Дальше я об этом говорить не буду и так понятно. Кстати, многие полагают, что гекзаметр это просто шестистопный дактиль.
А на самом деле гекзаметр это шестистопный дактиль с обязательным
усечением последнего слога (можно сказать, пятистопный дактиль с шестой
стопой хорея), и обязательно с цезурой посередине. Цезура это такая
пауза в середине длинной строки. Гекзаметр звучит так: Ванечка-ванечка-ванечка//ванечка-ванечка-ваня.
Встала из мрака младая
Обратили внимание на паузу после слова «младая»? Вот это и есть цезура. А иначе такую длинную строку просто не выговоришь непременно надо в середине остановиться и взять дыхание. Кстати, я бы сказал, что для заклятий, написанных гекзаметром, минимальный размер не четыре строки, а две. Потому что благодаря цезуре длинная строка как бы разбивается на две коротких. А есть еще такой размер, элегический дистих, так он словно нарочно создан для писания заклятий. Звучит он так: Ванечка-ванечка-ванечка//ванечка-ванечка-ваня, То есть первая строка обычный гекзаметр, а вторая в принципе, тоже гекзаметр, но только несколько измененный. Часто мы думаем зло сотворить
4) Амфибрахий: безударный/ударный/безударный. «Амфибрахий» значит
«обоюдократкий», то есть, если понятнее, «безударный с обеих сторон».
Ты скоро забудешь напевы морей, 5) Анапест: безударный/безударный/ударный. Что значит «анапест» не знаю. Звучит так: Иоанн-иоанн-иоанн-иоанн... Как бельмо на глазу старика Денетора, Вот и все основные размеры. А если по-хорошему фигня все это. Ни один поэт, садясь сочинять стихи, не думает: «А сложу-ка я стих четырехстопным амфибрахием!» Просто настроение у него такое, слова ложатся так, что получается: Мне ведомы песни минувших времен, Потом возьмешь, прикинешь гляди-ка, амфибрахий получился! Четырехстопный. И для нас, магов, главное не то, как называется тот размер, которым написано заклинание противника. Не будешь же ты на поединке соображать: «Ага, это он меня анапестом мочит. Ну, щас я ему отвечу в том же размере!» То есть можно, конечно, но зачем время тратить? Главное уловить ритм атакующего заклинания, и подстроиться в него. А это надо тренировать, как музыкальный слух. РифмаМногие авторитеты полагают, что рифма в заклятии решительно необходима. Я
же склонен думать, что все хорошо к месту. На мой взгляд, хорошо
составленное нерифмованное заклятие будет действеннее неуклюже сляпанных
строчек, на концах которых гордо красуются рифмы, пусть даже эти рифмы
будут совершенно точными. Некоторым же размерам рифма просто
противопоказана. Например, рифма в гекзаметре будет смотреться точь-в-точь
как седло на корове. Или взять ту же самую замечательную «Песнь о
бакланах», или «Джир о хитрозлобном Асмохатте» я считаю, что заклинание,написанное таким размером, будет вполне действенным и безо всяком рифмы.
Но бывают все же случаи, когда без рифмы не обойтись.
Использование чужих стиховКак мы уже говорили, воистину действенным может быть лишь заклятие
совершенное, причем не только по содержанию, но и по форме. А потому магу,
не способному составлять красивые и действенные заклятия, или же не
умеющему делать это быстро, стоит прибегнуть к чужим заклятиям. Хорошие
чужие заклятия, примененные умело и к месту, бывают как минимум не менее
действенны, чем собственные корявые стишки, сляпанные на скорую руку.
|