Ночной Ветер
Село Красное
А какие у нас места! вы только взгляните воздух, земля и простор! и
это, знаете, неспроста тут богатейший чернозём, будто оазис, а вокруг
всё тощие пески. Недаром же наше село зовётся Красное, а деревни рядом
Голая Пустынь, Бесхлебное, Тощево и Разориха.
А церковь? колокольня как Эйфелева башня! звон вёрст на пятнадцать
было слышно, семь деревень к нам молиться ходили, а в самом Красном народу
жило две, не то три тысячи, вот как!
Тут всё сама история; где ни копни, куда ни глянь исконная Россия!
Во-он где водонапорная башня набок скосилась в той стороне деревенька
Баскаково. Там ижеславский князь Глеб ханского баскака зарубил, чтоб
впредь непомерной дани не требовал и догола народ не обирал. Дурак был тот
баскак за данью лично сам ездил, рискуя жизнью; умный окопался бы в
райцентре или в Москве, и недоимки собирал бы дистанционно, по телефаксу,
как сейчас придёт бумага сверху: «Разорить дотла, село с землёй сровнять
а скот и девок в Турцию продать в счёт задолженности по ленд-лизу», а с
кого спросить, кого рубить, если враг на том конце провода за тыщу вёрст
сидит?..
А баскака потом к двум привязали и вскачь по полю растерзали, чтоб и
духа его здесь не было, чтоб и имени его не осталось. Чужаков даже мёртвых
земля не принимает. Зато свои все тут, им земля родная, пухом
стелется.
Скажем, здешний барин граф Ендолов, фаворит Екатерины в своей
усадьбе на Ивана Купалу является, и даже днём. Екатерина-матушка, когда
его сменила, в утешенье ему Красное отписала и, говорят, даже навещала
здесь инкогнито и денег дала на усадебную Казанскую церковь. Вон и церковь
белеет вон, на краю парка, на взгорье. Ампир! работа самого Баженова!..
нет, ниже это не замок, это скотный двор такой, псевдоготический. Там,
кстати, барский конюх на вожжах удавился и вечерней порой видно, как он
висит его граф в солдаты сдать хотел за любовь к своей актрисе.
Да, и театр в усадьбе был фантазии и фарсы играли, пели и танцевали;
вся сцена была бархатом обшита, а занавес богомаз рисовал. Но я про графа
так вот, является он, и с ним все мужики, которых при нём насмерть
запороли. Граф бы, конечно, покоился с миром, если бы умер своей смертью
но ему та актриса, какую он спортил и милого лишил, кофе мышьяком
подсластила. А сама в колодец. Могу туда сводить колодец весь
осыпался, но слышно, как она там стонет.
Нет, та чудная роща не колхозный сад, а парк в английском стиле. И
там не ямы, а в прошлом проточные пруды. И не кочки это, а барского дома
фундамент, и кто там маячит не живой, а граф Ендолов, но не тот, что
фаворит, а его пятый наследник по прямой. В семнадцатом году мужики двери
в усадьбе брёвнами подпёрли и графа с чадами, домочадцами и с
французской гувернанткой спалили огнём. Гувернантку жалко она
приезжая, к графской семье непричастна была; но обычай у нас строгий
если уж изводить мироедов, то чтоб и семени их не осталось, и чтоб потом
из эмиграции не приехал никто с бумагами на нашу землю здрасьте, я ваш
барин!
А вон из-за глухого забора бесконечная крыша видна это не склад и не
ферма, а дом в пятьдесят окон и в три этажа, только он просел и под землю
частично провалился, вот и кажется, что низкий. На скорую руку ставлен,
гнилым тёсом крыт зерно там мокнет, свиньи дохнут вот и бросили его. А
что из-за забора жуткая чёрная голова лезет так это русский капитализм
во всём своём неприглядном безобразии. Промышленник Балашов жилец этого
дома из земли вышел... Что творил страсть! Железную дорогу три раза по
одному месту клал, в болоте золотую жилу нашёл да акционерам продал, потом
Народный банк открыл, со вдов и сирот капитал собрал и себе в карман.
Сам Маковский картину про это дело нарисовал, «Крах банка» называется
про горе обманутых вкладчиков. В селе Гусе завод металлургический
построил, рельсы ковать; мужики там мёрли как мухи, в котлы падали. А у
нас дом как вокзал! завёл и забором обнёс, чтоб никто его жизни не
видел. Он сюда, говорит, своих должников на пиры возил, сам их судил, сам
казнил и в том саду зарывал. Так туда теперь и днём никто не ходит
схватит, за копейку задушит, а копейку ту съест.
А вон, вон, глядите из кустов с ружьём вышел! думаете охотник? как
бы не так комиссар продразвёрстки товарищ Янкаускас собственной
персоной. Доразверстался и мёртвый всё бегает, вынюхивает, где зерно
зарыто. А если обождать немного за ним выбегут пятеро мужиков с вилами.
Они его теперь до Страшного Суда гонять будут, чтоб не забыл, как у людей
последнее отнимать.
Да, и вон тот, что скачет тоже призрак... Вы, я смотрю, уже
освоились сразу их отличаете. Далеко, погон не видно но я и без
бинокля знаю, это капитан Ордынцев, ирод наш Янкаускасу в пару. И порол, и
вешал за Бога, Царя и Отечество, и аграрные беспорядки картечью усмирял,
пока его косой не посекли в удобную минуту. Вот так, один верхом, другой
бегом на ходу свои геройства вспоминают, а остановиться не могут под
ними земля горит.
Женщина? где? а-а, это там поп Василий развевается, вылез ворон с
колокольни погонять... Старенький покойник, ветхий, труха одна а всё
является. Он в бозе почил мирно, но куда деваться, если проклят! Капитана
Ордынцева на усмирение благословил, потому и проклят. Но силён старик, это
у него не отнять приехали из города гробокопатели, склеп его разломали,
прах потревожили и серебряный крест спёрли, а он их таким словом проводил,
что они все четверо насмерть с моста навернулись. Если ночевать у нас
задумаете сами увидите, как они свой «уазик» из реки тянут; тянут-потянут, вытянуть не могут, и к утру с машиной вместе опять в омут,
передохнуть.
Да-а, и свежих привидений тут полно, но эти всё больше по пьяному
делу. Тот комбайн в поле, к примеру не настоящий. Комбайнёр ужрался в
ноль и выпал из кабины, его и загребло, руку и голову оторвало. Ходит
теперь, ищет свои детали... Вон в стогу сгорел, прикуривая спьяну, вон
уснул в бурьяне, трактор его переехал, а вот, что вдоль лесополосы тащится
в буран замёрз, пока от трассы шёл. Ну, и пяток там-сям на сучьях
качаются, от тоски удавившись.
Время такое пришло вроде и бар с розгами нет, и комиссары с
ротмистрами экзекуций не устраивают воля! а как уходил урожай в
Москву, будто в прорву, так и уходит, как платили шиш и оно всё так же,
а от тоски одно лекарство водка. Так посидит-посидит человек, хлебнёт
для храбрости и в петлю.
Живые люди? нет их тут, всё призраки одни и наваждения кругом, куда ни
плюнь.
Страшно ли одному здесь жить?.. Теперь не страшно. Раньше тоскливо
было, конечно, хоть волком вой; пил я по-чёрному, пил-пил ну, и того...
С тех пор и не боюсь.
Что «того»? Повесился я, как вы не поймёте... я же вам русским
языком сказал нету живых здесь, ни души.
Красное село мёртвое.
Вернуться на страничку прозы
|